СССР В 1985-1991 гг. ПЕРЕСТРОЙКА

переход на главную

1. Экономические преобразования

Курс на «ускорение»

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А.Тихонов, которого затем сменил Н.И.Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития».

Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ — стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С.Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.

Под понятие «ускорение» подводилась и «активная социальная политика». Было обещано «круто повернуть» экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой заключалась в последовательном и повсеместном утверждении принципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985-1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года.

Среди них выделялись две — продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей, ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной («каждой семье благоустроенную отдельную квартиру») отодвигалось на конец века.

С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль «ключевого звена» реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производительным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение — таков был первый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С.Горбачев призвал мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм «молодого поколения» надеялись направить на приведение в действие «скрытых резервов» роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добиться ускорения.

Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух, четы-рехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая инстанция — госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

Эпоха «перестройки» 1987-1991 гг.  

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения»  на  «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли рыночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике.*

* Тенденция к ограничению роли государственного регулирования и усиления рыночных факторов с конца 1970-х — начала 1980-х гг стала ведущей и в капиталистическом мире («рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании, подвергавшиеся острой критике в советской печати).

 

В конце 970-х — начале 1980-х гг. был проведен так называемый экономический эксперимент», в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслуживания и примыкающих ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В.Андропове экономисты-«товарники» стали более настойчиво проводить идею расширения рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с брежневцем» К.У.Черненко эксперимент был свернут, идеи рыночного социализма» перестали поддерживаться правительством. Однако уже во второй половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР.

Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики*.

*Обособление производителя наряду со специализацией (разделением труда) является важнейшим условием товарного производства.

 

Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Цены же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство, таким образом, частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на «партнерские» отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989, г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть начатую в 1986-1987 гг. борьбу с личным подсобным хозяйством, которая велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хозяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Признание целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» — Продовольственная программа — провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключались все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огородов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания «накормить народ», опасаясь окончательного падения подорванного авторитета власти.

Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»

В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношении собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказавшись от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло в данных условиях свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.).

Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу «ускорения экономического роста», к создателям которой относили академика А.Аганбегяна. Согласно новой программе до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В том же году активные критики избранного курса (академик С.Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это «жареный лед», разработали свою программу. Она получила название «500 дней», в ее создании большую роль сыграл Г.Явлинский. Это была программа поэтапной «приватизации экономики». Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры («горячее лето» 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2-10 раз (апрель 1991 г.). «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н.Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования.

2. Политическое развитие

Складывание идеи  политической реформы

Крупным событием в политической жизни страны стал пересмотр программы КПСС 1961 г. Жизнь и партийно-государственная практика за несколько десятилетий показали ее недееспособность.

Замалчивание этого факта стало одним из ярких показателей застоя общественно-политической жизни предыдущих лет. 3 конце 1985 — начале 1986 г. было развернуто широкое обсуждение «Новой редакции» программы, которая затем была принята XXVII съездом КПСС. Главная особенность документа — изъятие положения о строительстве коммунизма в СССР. Коммунистическая цель превратилась в документе в удаленную «коммунистическую перспективу». Выдвигалась задача «совершенствования социализма».

С принятием «Новой редакции» Программы КПСС офици-цильно началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обществе. Ее вытеснили «идеи перестройки», о которых активно заговорили после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС. На пленуме, посвященном кадровой политике, М.С. Горбачев предложил подбирать кадры руководителей, исходя из их приверженности «идеям перестройки»,

Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции Генеральный секретарь впервые обнародовал целый комплекс идей по перестройке политической системы в СССР. М.С.Горбачев предложил создать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий орган, изменить избирательный закон. Выборы народных депутатов предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двуступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не всенародным голосованием. Намечалось создание Комитета Конституционного надзора по соблюдению Конституции СССР. Далее М.С.Горбачев предложил соединить в одних руках посты партийных и советских руководителей сверху донизу по всей стране, одновременно учредив пост «председателя Совета» (от Верховного до районного); наконец, взять курс на гласность, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности государственных органов. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Существенно была смягчена цензура в средствах массовой информации, число которых резко возросло. Стали появляться периодические издания различной идейной направленности. Начала публиковаться ранее запрещенная или засекреченная литература и документация. Появились произведения искусства, далеко выходившие за рамки метода соцреализма. Официально было заявлено о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

Начало разрушения советской системы

Намеченные XIX Всесоюзной партийной конференцией меры были в большинстве своем реализованы осенью 1988-1989 гг. Был принят новый избирательный закон, проведены выборы народных депутатов СССР, в мае-июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М.С.Горбачевым, проведены республиканские съезды народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Реформа на этом этапе проходила под лозунгом «Вся власть Советам!».

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы — переход к правовому государству, государству, где правят законы, а не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу.

Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Решение этих задач было начато III съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). Он избрал Президентом СССР М.С.Горбачева.

Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из главных звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный в начале 1991 г. в Совет Федерации, а в конце года — в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.

III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе.

Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы, как политической системы СССР, так и самого союзного государства.

В декабре 1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик. Попытки руководства КПСС во главе с М.С.Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение. Лидер КП Литвы А.Бразаускас был признан главным раскольником. Одновременно в самих компартиях прибалтийских республик произошел раскол. Из них вышли коммунисты (главным образом, представители некоренной национальности), которые объединились в компартии «на платформе КПСС».

Одновременно начался процесс идейного раскола КПСС. Прежняя программа партии в ее новой редакции была отброшена. Новой не было. Это способствовало фактическому расколу КПСС на две партии: коммунистическую и социал-демократическую. В 1990 г. партийным руководством была разработана одобренная XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.) платформа строительства «демократического социализма», в центре которого должен стоять человек. Это была платформа мирного преобразования партии из коммунистической в социал-демократическую западного образца. Плану не суждено было сбыться.

Несмотря на то, что в КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа «ленинградского съезда» и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1990 г. была создана КП РСФСР как составная часть КПСС, объединившая партийные организации на территории Российской Федерации. Поскольку она создавалась по инициативе сверху, то ее руководство долго не признавалось многими партийными организациями.

После «августовского путча» 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукьянова, приостановки (23 августа), а затем и запрета компартии на территории России (ноябрь 1991 г.) политическая система СССР была обречена..

3. Национальный вопрос

Начало межнациональных конфликтов

В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически заявил, что национальный вопрос в СССР решен полностью. Однако в 1988 г. оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР. Одновременно в Закавказье разразился конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу о принадлежности Нагорного Карабаха. Армения настаивала на включении его в состав своей республики, за это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали покидать Армению, армяне — Азербайджан. Количество беженцев в Закавказье вскоре превысило 300 тысяч. Многие из них стали жертвами террористических актов и прямых вооруженных конфликтов. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара. Весной — летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о приоритете своего законодательства над союзным. Союзные и республиканские законы часто противоречили друг другу, создавалось законодательное двоевластие.*

*Объявления национальными республиками своих суверенитетов не были внеконституционными актами. Начиная с 1903 г. большевики в противовес монархистам и либералам, ратовавшим за унитарную, «единую и неделимую» Российскую Империю, провозглашали в своих программных документах право наций на самоопределение вплоть до выхода из состава единого государства. Этот пункт был перенесен в конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг., что и предопределило легкость распада Союза при первых же попытках создания правового, основанного на конституционных действиях, государства.

Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократическим путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в Москве.

Новоогаревский процесс и ликвидация СССР

В этих условиях М.С.Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по «обновлению СССР». Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование «новоогаревского процесса». Он намечал предоставление республикам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: «сильный центр -сильные республики» или «сильные республики — сильный центр».

17 марта 1991 г. в СССР (за исключением нескольких республик) прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

В апреле 1991 г. в «обновленный Союз» под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но заявление о вступлении в ССГ не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

19-21 августа 1991 г. консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра.

18 августа 1991 г. находившийся на отдыхе в Крыму Президент СССР М.С.Горбачев был блокирован на даче в Форосе. 19 августа был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) из 8 человек. В его состав вошли вице-президент СССР Г.И.Янаев, премьер-министр В.С.Павлов, руководители силовых структур — министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель КГБ В.А.Крючков. М.С.Горбачева объявили временно отстраненным от управления государством по состоянию здоровья. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявлено чрезвычайное положение, административная власть должна была перейти в них к военному руководству; деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации запрещалась; в Москву были введены войска. В то же время ГКЧП объявил о продолжении курса на экономическую реформу.

Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Свободные радиостанции уже 19 августа назвали события в Москве путчем. Началось активное сопротивление действиям путчистов. Решающую роль в нем сыграло население Москвы, Ленинграда, ряда других городов. На улицы Москвы, наводненные войсками, вышли сотни тысяч людей, протестуя против политики ГКЧП. Оппозицию ГКЧП возглавил Президент России Б.Н.Ельцин. На сторону российского руководства перешел ряд военных частей. Москвичи многотысячным кольцом окружили резиденцию Ельцина — здание Верховного Совета РСФСР, «Белый Дом». В этих условиях ГКЧП не решился начать вооруженные действия и уже 21 августа практически был лишен власти. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. Реальная власть в Москве окончательно перешла от союзных органов к руководству РСФСР.

После провала попытки установить в стране чрезвычайное положение начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило возобновление «новоога-ревского процесса», в котором теперь участвовало семь республик. Крупнейшая после РСФСР республика — Украина в переговорах участвовать отказалась. Сразу после подавления «августовского путча» три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о признании этого выхода.

8 декабря 1991 г. три «славянские республики» — РСФСР, УССР и БССР заявили о роспуске СССР и создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ). Это событие, произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как «Беловежское соглашение». Оно было достигнуто между Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С.Шушкевичем. 21 декабря одиннадцать республик поддержали «Беловежское соглашение» о создании СНГ и роспуске СССР («Алма-Атинское соглашение»).

25 декабря 1991 г. Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

4. Внешняя политика

Новое политическое мышление

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики, задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистческой ориентации», в особенности; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Эти направления были одобрены XXVII съездом партии в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С.Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (осень 1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлев, послы СССР и США.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую и признание современного мира единым, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от приниципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический Консультативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций.

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР  ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. 15 января 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку.

Нормализация отношений с США, Китаем и другими странами

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С.Горбачева с президентом США Р.Рейганом, затем Дж.Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М.С.Горбачева с Р.Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. — февраль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР осудил и признал грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в соседней стране. Эта оценка была отражена в постановлении съезда «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.». С 1989 г. по 1991 г. помощь просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом в виде оружия, боеприпасов и проводольствия.

В январе 1989 г., подписав «Венскую декларацию» СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами через несколько месяцев, в мае того же года, были подготовлены проекты Закона о свободе совести и религиозных организаций и Указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Указ вступил в силу с января 1993 г.

Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно Указу, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из социалистических стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск СССР из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами, но оставалось третье — «кампучийская проблема». Руководство СССР своим примером и прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода их войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.). Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы

1989 г. стал переломным и в отношениях между СССР и странами «социалистического содружества», руководители которых не приняли «нового политического мышления», считая, что оно приведет к изменению общественно-политического строя. Курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти (вторая половина 1989 г. — начало 1990 г.). Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается бывшего «форпоста социализма» в Европе — ГДР, то как государство она вообще перестала существовать, войдя в 1990 г. в состав ФРГ. Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание процесса экономической интеграции соцстран. Решающим шагом на этом направлении стал перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось как на дестабилизации рубля, так и на всей системе «экономической взаимопомощи». Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

В обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева расчитывала на «добрую волю» стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери. Ухудшение внутриэкономического положения заставило руководителей СССР в 1990-1991 гг. обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу «гуманитарную» помощь (главным образом продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР.

РОССИЯ в 1992-2002 гг.

ИСТОЧНИКИ

После распада СССР в 1991 г. наше Отечество ограничивается территорией бывшей РСФСР, а ныне Российской Федерации. Соответственно изменились и источники. Появились Конституция РФ и конституции республик в составе самой РФ.

В истории современной России большую силу получила четвертая власть, т.е. средства массовой информации (СМИ) и, прежде всего, телевидение и газеты. Многочисленные партии стали издавать собственные газеты и журналы, особенно в момент борьбы за власть, при выборах Президента, в Государственную Думу, Федеральное собрание, при выборах губернаторов. Кинодокументы могут служить важнейшим источником, свидетельствующим о борьбе за голоса избирателей, об использовании СМИ теми или иными структурами, управляющими Россией.

Разгосударствление экономики привело к созданию различных форм и типов хозяйствования, помимо государственного сектора — частного, группового, акционерного предпринимательства. Образовалась система коммерческих банков и бирж. Изучение документов, отражающих экономическую деятельность данных новых форм, весьма затруднено. Обобщенную информацию о социально-экономическом развитии страны содержат периодические сводки Госкомстата РФ, Минтруда РФ и др.

Источники по внешней политике по форме своей не изменились. Однако существенно изменились характер и направления политики РФ. Первостепенными стали отношения со странами «ближнего зарубежья». Особую важность имеют документы, отражающие двусторонние и многосторонние отношения этих стран с РФ.

В современной России новый импульс получило религиозное движение. Немаловажным источником являются периодические издания, обращения глав различных конфессий к верующим.

Многие источники, отражающие историю Отечества XX века, историю современной России, находятся в архивах МИД, МВД, КГБ, МО и ждут своих исследователей.

 

Hosted by uCoz