Культура России второй половины ХIХ В.

Пореформенный период - это время подъема общественного движения, расцвета реализма, бурного развития научно-технической мысли; время, когда начавшийся в предреформенный период расцвет русской культуры достиг своей вершины.

переход на главную

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Социально-исторические условия. Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России (см. тему 41 Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.). Либеральные реформы середины XIX в. придали процессам новый стимул. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима и действия Александра III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность всех социокультурных процессов этого периода.

1.2. Основные особенности. В пореформенный период получили свое дальнейшее развитие основные тенденции, школы и направления, сформировавшиеся в первой половине XIX в.

Главная особенность культуры пореформенной России - широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема народа; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод.

Демократическим тенденциям противостояла тенденция усиления государственной регламентации всех областей культуры.

Еще теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой российской культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений.

Истинно народному искусству, опирающемуся на традиции фольклора противостояло далекое от жизни салонно-академическое искусство.

Большое влияние не только на российскую общественную мысль, но и на искусство, особенно литературу оказывали идеи христианства. Зарождавшаяся оригинальная русская философия приобрела религиозную окраску.

Широкое распространение получила благотворительность и меценатство. Представители практически всех крупнейших российские купеческих династий Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Бугровых, Шелапутиных, Алексеевых и многих других - передавали значительные средства на создание приютов, богаделен, школ, университетов. Фамилии предпринимателей С.И. Мамонтова, С.И. И П.И. Щукиных, Третьяковых, Бахрушиных, фон Мекк были связаны с поддержкой художников и музыкантов, собиранием и содержанием выдающихся коллекций произведений искусства, исторических документов, библиотек. Многие из таких собраний передавались обществу, составляя основу организовывавшихся музеев и галерей. Развитие художественной культуры, организация художественных обществ и выставок способствовали дальнейшему расширению круга ценителей и покровителей искусства, большое распространение получило коллекционирование. Много сделал для развития русской живописи известный коллекционер и меценат С.И. Мамонтов; великолепную коллекцию русской иконописи и живописи собрал друг П.М.Третьякова И.С.Остроухов. В 1892 г. П.М.Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата С.М.Третьякова в дар Москве.

2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Либеральные реформы. Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа требовали развития системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословной школы.

Реформы в области начального образования. В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.

В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.

- Министерство народного просвещения открывало государственные (министерские) школы.

- Земские школы, дававшие наилучшее образование, существовали на средства земств. Они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864-1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ,

- Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы.

- Деревенские школы грамоты создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.

- Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли частные воскресные школы для взрослых, первая из которых открылась в 1859 г. в Киеве.

Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Для изучения начального курса классической гимназии создавались четырехклассные прогимназии. Классические гимназии давали образование, в основу которого было положено изучение древних языков (латинского и греческого), а также математики; увеличивался объем изучения истории и русской словесности. Классические гимназии готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях за счет сокращения гуманитарного курса был увеличен объем преподавания естествознания и прикладных технических дисциплин; выпускники реальных гимназий могли без экзаменов поступать в высшие технические учебные заведения.

В области среднего образования были созданы также военные, духовные и коммерческие училища.

Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета (в Одессе, Варшаве, Томске и Гельсингфорсе) и 30 высших специальных учебных заведений: сельскохозяйственные, горные, лесные и т.п.

В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.

Важное значение имело развитие женского образования.

- Помимо существовавшего в рамках системы среднего женского образования институтов благородных девиц для дворянок создавались бессословные женские училища (с 1862 г. женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс.

- Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.

Важную роль в развитии просвещения сыграли либеральные изменения в области цензуры. В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены Временные правила о печати. В соответствии с этими правилами от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел.

На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялось. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви.

Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.

Реакционные меры в области просвещения. Поворот к реакции начался уже в конце 60-х годов, после покушения на Александра II Д.В. Каракозова. Политика Александра III в области образования носила еще более реакционный характер.

Новое правительство стремилось придать начальной школе более клерикальный (церковный) характер. В 1884 г. по инициативе министра народного просвещения И.Д. Делянова церковно-приходские школы и школы грамоты были переданы в ведение Синода. При этом число ЦПШ возрастало и достигло более, чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться хотя бы грамоте.

Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.

- Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М.Н. Каткова и министра просвещения Д.А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 годов. В уставах проводилась концепция классического образования, которое сам император считал важным средством борьбы с нигилистическим настроением молодежи. Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов по русскому, истории, географии, и новым языкам предметам, по мнению Каткова, приводившим к верхоглядству, толчению воды и нигилизму. Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора разным умствованиям, но дисциплинировавших и приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий. В училищах возрос объем практических дисциплин черчения и т.п., естествознание должно было преподаваться не научно, а технологически.

Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.

- В царствование Александра III циркуляры Делянова 1882 и 1884 гг. предусматривали ужесточение дисциплинарных взысканий, усиливали роль классных наставников. В 1887 г. был опубликован циркуляр о кухаркиных детях, запрещавший принимать в гимназии представителей низших классов - детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей. Реальные училища были преобразованы в технические школы, выпускники которых не имели права поступать в высшие учебные заведения.

Политическая реакция затронула и высшую школу. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли политически благонадежные лица.

- В 1882-1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.

В это же время был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать.

Утвержденные в 1882 г. Временные правила о печати устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась карательная цензура, а в 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.

Внешкольное просвещение. Возросшие духовные потребности всех слоев населения и усиление демократического движения обусловили развитие внешкольного просвещения.

Расширению сети культурно-просветительных учреждений в значительной степени способствовала деятельность земских учреждений, которые организовывали общедоступные народные библиотеки и читальни, просветительные общества и комитеты грамотности. В 1862 г. в Румянцевском музее была создана Московская публичная библиотека, в 1872 г. Москве была подарена библиотека А.Д. Черткова, возникли крупные научные библиотеки Политехнического (1872) и Исторического (1873) музеев. В 80-е годы в 50 губерниях Европейской России действовало около 3 тыс. читален библиотек при земских школах и государственных учебных заведениях и более 500 публичных библиотек.

Большое распространение получили выставки. Художественные, исторические, промышленные музеи и картинные галереи создавались (в основном на частные средства) не только в столицах, но и в губернских городах.

Существенные изменения произошли в области книжного дела. В начале 90-х гг. в стране действовали около 1000 типографий. Издательства Ф.Ф.Павленкова и И.Д.Сытина большими тиражами выпускали учебники, научные и научно-популярные книги, а также дешевые книги для народа, в том числе и собрания сочинений классиков русской литературы - Пушкина, Гоголя, Толстого. В конце XIX в. Россия заняла третье место в мире (после Германии и Франции) по количеству наименований выпускаемой литературы.

Значительно возросла роль периодической печати. Число периодических изданий за пореформенные годы XIX в. увеличилось со 114 до 900. Среди них были ведомственные, научные, общественно-исторические, политические, церковные издания, особой популярностью пользовались толстые литературно-художественные журналы. Во много раз увеличился выпуск центральных и провинциальных газет.

Общие итоги.

Сложившаяся в результате проведенных реформ и контрреформ система образования не соответствовала потребностям страны: образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущался недостаток начальных и средних школ.

Тем не менее по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно вырос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21%, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 4-6%, а среди крепостных - 1-2%. Важный шаг был сделан в области женского образования.

3. НАУКА

Естествознание и техника. Как и в предшествующий период наиболее значительным был прогресс в области естественных и технических наук, что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.

Большой вклад в развитие географии и этнографии внесли выдающиеся русские путешественники Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А.П.Карпинский основал русскую геологическую школу.

Мировое признание получили исследования русских математиков (П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова, С.В.Ковалевской), физиков (А.Г.Столетова, А.С.Попова, П.Н.Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П.Н.Яблочков создал дуговую лампочку, а А.Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали А.Ф.Можайский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский.

Золотым веком русской химии называют 60-е-начало 70-х годов: Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров заложили основы современной органической химии.

Выдающимися успехами было отмечено развитие биологических и медицинских наук. Русский биолог К.А.Тимирязев исследовал явление фотосинтеза и доказал применимость закона сохранения энергии к органическому миру. В.О.Ковалевский заложил основы эволюционной палеонтологии. Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И.И.Мечников основал первую в России бактериологическую станцию. Величайшим авторитетом в области физиологии был признан И.П.Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессах пищеварения и кровообращения. Крупный вклад в развитие отечественной медицины внес профессор Медико-хирургической академии С.П.Боткин.

Дальнейшее развитие получила агрономическая наука. В.В.Докучаев создал современное генетическое почвоведение.

Гуманитарные науки. Бурные общественно-политические процессы и рост национального самосознания способствовали интенсивному развитию гуманитарных наук.

Исторические науки. На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С.С.Соловьева и В.О.Ключевского, авторов обобщающих исследований по истории России. Ключевский один из первых нарушил господствовавшую в русской историографии традицию периодизации истории России по царствованиям.

В трудах историков демократического направления (А.П.Щапова, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского) получила развитие история низших сословий.

В.И.Герье, Н.И.Кареев, П.Г. Виноградов и О.М.Бодянский занимались изучением всеобщей истории.

Дальнейшее развитие языкознания, литературоведения и фольклористики связано в этот период с именами В.И.Даля, Ф.И.Буслаева, В.Ф.Миллера, Я.К.Грота, А.А.Шахматова. Миллер заложил основы исторической школы в фольклористике, внес большой вклад в изучение русского былинного эпоса. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка, ему принадлежат классические труды по критическому изучению текстов русских летописей.

Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Г.В.Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции.

Им противостояли философы-идеалисты, среди которых были религиозные мыслители П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В.Розанов.

В советской исторической науке было принято считать, что прогресс отечественной философской мысли связан исключительно с развитием материализма и особенно с распространением в России марксизма. Идеалистическая философия провозглашалась консервативной, отвлекающей от революционной борьбы и потому лишенной какого бы то ни было положительного начала.

Популяризации научных знаний, обмену опытом и научному прогрессу способствовали научные общества, которые были созданы почти во всех отраслях науки, и съезды специалистов (естествоиспытателей, врачей, археологов). В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество русских врачей, Русское техническое общество, при всех российских университетах были созданы физико-математические общества. Отделения Русского технического, Географического и других обществ были созданы в Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе и на Украине.

4. ЛИТЕРАТУРА

Во второй половине XIX в. происходит широкое сближение литературы с жизнью.

Основные особенности. Как и в предшествующий период, русская литература занимала особое положение в духовной культуре.

- Литература выполняла художественно-эстетические, нравственно-этические и воспитательные функции, отражала распространенные в обществе социально-политические, философские и религиозные идеи (и в то же время влияла на их формирование и распространение); оказывала огромное влияние на развитие театра, живописи, музыки, на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

- Активизация общественного движения и распространение революционно-демократических идей обусловили усиление в 60-70-х годах демократических тенденций в литературе и публицистике. Распространению демократических идей способствовали журналы Современник, Отечественные записки и Русское слово. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в творчестве Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Стилевые направления. Ведущим направлением в литературе пореформенной России был реализм, характеризующийся не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события, художественной реализацией злобы дня (произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, А.Н.Островского, очерковые циклы Н.Г.Помяловского, В.А.Слепцова, Н.В.Успенского, В.Г. Короленко).

Острая критическая направленность обусловила часто встречающуюся характеристику литературы пореформенной России как литературы критического реализма. Однако значительная часть литературного наследия выдающихся писателей того времени выходит за рамки данного направления.

Проза. Вторая половина XIX характеризовалась преобладанием литераторов создававших прозаические произведение.

Целую эпоху в истории России отразил в своем творчестве Л.Н.Толстой (повести Детство, Отрочество, Юность; Севастопольские рассказы; русская национальная эпопея Война и мир).

Ф.М.Достоевский в своих произведениях (Униженные и оскорбленные, Преступление и наказание, Идиот, Братья Карамазовы и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему маленького человека, социальных контрастов самодержавной России.

Мастер классического реалистического романа И.С.Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50-70 годов (Отцы и дети, Дворянское гнездо, Рудин).

Развитие драматургии связано с творчеством А.Н.Островского и А.П.Чехова.

М.Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

Широкую известность приобрели выдающиеся писатели Н.С. Лесков, И.А. Гончаров, А. Печерский (П.И. Мельников), И.А. Бунин и др.

Поэзия.

Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н.А. Некрасов (Кому на Руси жить хорошо, Плач детей).

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А.А. Фета, названного Достоевским первым лириком новой Европы, отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.

Многонациональный характер российской литературы. Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И.Франко, Л.Украинка, П.Мирный; белоруссы Я.Купала, Я.Колос, Ф.Богушевич; латыш Я.Райнис; литовец Ю.Жемайте; эстонец Э.Вильде ; грузины И.Г.Чавчавадзе и А.Р.Церетели и многие другие.

5. ЖИВОПИСЬ

Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX в.

Основные особенности. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений - академизма и реализма.

Академизм. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, К. Флавицкий, Г.И. Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории.

В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.

Реализм. Передвижники. Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала.

Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому бунту 14-ти: в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов сторонников демократического направления, в том числе Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили все наиболее талантливые художники: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов др.

Творчество художников реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах, так И.Е. Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа.

По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники. Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге.

Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи. Работы лучших мастеров этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского, Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.

Мировую известность получили пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников.

Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин.

Историческое прошлое нашей страны стало объектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.

6. СКУЛЬПТУРА

Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В.О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А.С. Пушкину в Москве.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

7. АРХИТЕКТУРА

Бывшая некогда ведущим видом искусства архитектура во второй половине XIX в. отступила на второй план.

Основные особенности. Существенным фактором, определяющим развитие архитектуры в пореформенную эпоху было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов.

Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т.п.

Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.

Стилевые направления. Господствующим направлением была эклектика. Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И.П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы (Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.

8. ТЕАТР

Театр стал одним из духовных центров русского общества.

Основные особенности.

Во второй половине XIX в. в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции.

Театр приобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества.

Репертуар. Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром. Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А.Н.Островского.

Развитие театральной сети.

Профессиональный драматический театр. Как и в первой половине столетия главными центрами драматического театрального искусства оставались театры Малый в Москве и Александриинский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции. На сцене Малого театра блистали П. Садовский, С. Шумский, а также начинающие в то время актеры М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. Александринский театр прославили своим искусством П. Стрепетова, К. Варламов.

В 60-70-х гг. как в столицах, так и в провинции, стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 г. монополии казенных (императорских) театров. Большую известность получило созданное в 1888 г. в Москве оперным певцом А.Ф.Федотовым и художником Ф.Л.Сологубом Общество искусства и литературы, занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В.Шекспира, А.Н.Островского, П.П.Гнедича). Одним из его лидеров был будущий режиссер К.С. Станиславский. При Обществе было создано музыкально-драматическое училище.

Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли Большой и Мариининский театры, а также Русская частная опера, основанная известным предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым.

9. МУЗЫКА

Вторая половина XIX в. - время расцвета русской музыкальной культуры.

Основные особенности.

В музыкальном искусстве пореформенной России преобладали реалистические тенденции, заметно возросло влияние национальных народных мелодий.

Развитие музыкальной критики (В.В.Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры.

Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А.Г.Рубинштейн создал в Петербурге Русское музыкальное общество, отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе Музыкального общества была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна (брат А.Г.Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория.

Композитор М.А.Балакирев и дирижер Г.Я.Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России: в организованную ими в Петербурге в 1862 г. Бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.

Могучая кучка. Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как Новая русская музыкальная школа, Балакиревский кружок или, по образному выражению В.В.Стасова, Могучая кучка.

Балакиревский кружок сформировался в конце 50-х-начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы Могучей кучки изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, призывали создавать национальную музыку, внесли неоценимый вклад в развитие демократических и национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства. Творчество композиторов Могучей кучки тесно связано с историей народа, отражает его жизнь. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского Борис Годунов и Хованщина; в операх Шехерезада Римского-Корсакова и Половецкие пляски Бородина использованы песни и мелодии разных народов Российской империи.

Реалистические и демократические тенденции в русской музыке развивал и величайший композитор эпохи П.И.Чайковский, создавший выдающиеся образцы оперной (Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта), балетной (Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.

10. ФОЛЬКЛОР

XIX в. характеризуется расцветом профессионального искусства. Однако народное творчество не потеряло своего значения. Отражая особенности быта, мироощущения, систему духовных ценностей народа фольклор чутко реагирует на все происходящие изменения и воспроизводит их, являясь, таким образом, своеобразной энциклопедией народной жизни.

В пореформенной России дальнейшее развитие получили все направления и жанры фольклора: сказки, пословицы и поговорки, загадки, сказания, музыкальный и танцевальный фольклор, лубок. Новые условия вызвали появление рабочего фольклора. Деревенский фольклор отразил восприятие крестьянами реформы 1861 г. По-прежнему распространены были разбойничьи, бурлацкие и солдатские песни, песни о тюремной неволе.

Фольклор разных народов Российской империи отразил особенности языка, быта и нравов, сохранил исконные национальные традиции.

Важной особенностью развития народного творчества пореформенной эпохи стал рост интереса к нему широких демократических кругов и профессиональных деятелей искусства, особенно ярко проявившийся в литературе, творчестве передвижников и композиторов Могучей кучки. Народное творчество и профессиональное искусство взаимовлияли и взаимно обогащали друг друга.

11. Массовая культура.

Во второй половине XIX в. с развитием грамотности среди широких слоев населения начала складываться массовая культура. В произведениях В.В. Крестовникова (Петербургские трущобы), А. Михайлова (Шеллера) развивался жанр популярной легкой, развлекательной литературы. Народный книжный рынок был заполнен дешевыми и, в значительной степени, лубочными изданиями. Некоторые из них издавались созданным по инициативе Л.Н. Толстого обществом Посредник, которым руководил И.Д. Сытин, и содержали адаптацию (в том числе в форме лубка) высокую литературу. Но большая их часть представляла собой произведения типа Приключения аглинского милорда Георга, упомянутое Некрасовым, который надеялся, что крестьянин вскоре не милорда глупого Белинского и Гоголя с базара понесет.

12. ВЫВОДЫ

Значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система образования по-прежнему не соответствовала потребностям времени, в области просвещения Российская империя заметно отставала от стран Западной Европы.

В результате значительного ускорения темпов развития, под воздействием нужд индустриализации отечественная наука вышла на уровень мирового признания.

Развитие искусства. Неразрывная связь российской культурной жизни XIX в. с общественно-политическими процессами обусловила социальную заостренность искусства, повысила его нравственно-этическую, философскую и политическую значимость.

Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в отечественном искусстве занял реализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать типические черты жизненных явлений, многие произведение имели не только реалистический, но и критический характер.

Тесная связь искусства с общественно-политической жизнью, резкая критическая направленность обусловили зарождение в культуре пореформенной России элементов нигилистического отношения к эстетическим ценностям. Наиболее радикально настроенные представители революционно-демократических кругов интеллигенции (Д.И. Писарев и др.) видели искусство лишь реалистическим.

В то же время начали зарождаться получившие развитие в конце столетия тенденции перехода от простого воспроизведения картин окружающей жизни к ее преображению художественными средствами в произведениях российских писателей и художников.

Общие итоги.

Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Возросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения. Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму.

Формирование единой многонациональной российской культуры. Сократился (хотя по-прежнему оставался значительным) разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов Могучей кучки впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа. Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством. Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры. Однако дальнейшее развитие данной тенденции требовало радикальных изменений государственной национальной политики и политики в сфере просвещения.

Углубление социокультурного раскола общества обусловило обострение его духовного кризиса, для преодоления которого необходимы были радикальные политические и социально-экономические преобразования.

Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет во всех областях русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре