Третьеиюньская монархия В 1907-1914 ГГ.

переход на главную

КЛАССЫ И ПАРТИИ В 1907-1914 ГГ.

Завершившаяся революция привела к формированию противоречивого государственного строя, отличного и от абсолютизма, и от буржуазной монархии.

1. Характер ТРЕТЬЕИЮНЬСКОЙ

политической системы

1.1. Законодательная власть. В соответствии с Основными законами император делил законодательную власть с двухпалатным парламентом.

1.1.1. Парламент. Государственный совет и Государственная дума, члены которой в соответствии с законодательством не несли ответственности перед избирателями, принимали законы, в том числе бюджет. Без их утверждения не мог издан ни один закон, в том числе принятый царем в период их бездействия. При этом парламент не мог изменять Основные законы.

1.1.2. Избирательный закон 1907 г. Состав Госдумы определялся избирательным законом, измененным без согласия парламента в нарушение Основных законов. Новый закон от 3 июня 1907 г., сократил представительство

- от крестьян в 2 раза,

- от рабочих - в 3 раза,

- от Польши, Кавказа и Азиатской России - в 3 раза.

Крестьяне и рабочие могли теперь голосовать лишь по своим куриям, каждый имел не больше одного голоса. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 51% выборщиков, а крестьяне и казаки (90% избирателей) 22%, рабочие 2%, при том, что число депутатов сократилось с 524 до 442. Городская курия была разделена по имущественному признаку на двое, причем меньшинство горожане 1-го разряда избирали 13% выборщиков, а большинство горожане 2-го разряда всего 11%.

Лишены были избирательного права инородцы Зауральских регионов, а также, как и по закону 1905 г., не имели его военнослужащие, учащиеся, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны.

1.1.3. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность.

По статье 87 Основных законов, в период бездействия Думы царь мог издавать Указы, которые сразу вступали в действие, но должны были передаваться для обсуждения в Думу после возобновления ее заседаний. Поскольку Дума годами обсуждала предложенные законопроекты, указы, принятый по 87-й статье, оказывались постоянно действующими.

На основании Временных правил 1881 г., продлевавшихся каждые три года вплоть до Февральской революции 1917 г., император мог объявлять чрезвычайное положение в губерниях, где с этого времени фактически не действовали Основные законы, отсутствовали свободы. В этом случае устанавливалась диктатура генерал-губернатора, имевшего право ссылать на 5 лет без суда, отменять действие Временных правил о союзах, отмене цензуры, стачках и т.д., закрывать любые органы печати и предприятия.

1.2. Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. В руках монарха осталось высшее руководство внешней политикой и армией, а также решение вопросов войны и мира.

Исполнительная власть также имела законодательную инициативу, более того от имени премьера и министров могли издаваться инструкции и циркуляры, которые фактически ограничивали или изменяли действие законов, принятых парламентом.

1.3. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Крестьянские волостные суды продолжали действовать на прежних основаниях.

1.4. Правовой порядок. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции,

- действовали Временные правила о союзах, регулировавшие создание профсоюзов;

- Временные правила о собраниях и союзах;

- допускались экономические стачки;

- отменена была предварительная цензура и т.д.

Но, фактически, эти свободы допускались законодательными актами в очень урезанном виде, а кроме того, их осуществление ограничивалось подзаконными актами правительства. Следует учитывать и то, что положения о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России, где действие Временных правил могло приостанавливаться генрал-губернатором.

2. основные задачи внутренней политики

2.1. Социально-политические задачи правительства. Программа П.А. Столыпина. Главными задачами являлись предотвращение новой революции и укрепление государства. Разрабатывая программу действий, правительство планировала достичь этого двумя путями: репрессиями и реформами. При этом, по заявлению премьер-министра П.А. Столыпина, необходимо было сначала успокоение, а затем реформы.

2.1.1. П.А. Столыпин (1862-1911), премьер-министр в 1906-1911 гг. занимавший кроме того пост министра внутренних дел выступал главным проводником политики правительства, пытавшегося встать над борьбой классов, а фактически осуществлявшего лавирование между различными социальными группами и слоями.

Личность Столыпина вполне соответствовала проводившейся политике. Помещик, ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской губернии, Столыпин организовал активное подавление крестьянских выступлений. На посту министра внутренних дел в правительстве консерватором и противником аграрной реформы И.Л. Горемыкиным (апрель-июнь 1906 г.), назначенного после отставки Витте, Столыпин был твердым сторонником репрессий против революционного движения. С его именем связывалось введение военно-полевых судов, применявших казни революционеров через повешение, в результате чего появилось выражение столыпинский галстук.

Столыпин обладал огромной энергией, организаторским талантом, ораторскими способностями, обширными знаниями в области экономики и права. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй (по его выражению, правовое самодержавие), но не выходящих за определенные политические рамки и как можно меньше затрагивающих интересы крупных землевладельцев.

2.1.2. Подавление революционного движения после революции не прекращалось. В 1907-1914 росло число вызовов войск. Продолжались репрессии: десятки тысяч были арестованы, тысячи отправлены на каторгу, сотни казнены по приговору суда. Положения о чрезвычайной охране охватывали Петербургский регион, Центр страны, Закавказье, часть Урала и т.д.

2.1.3. Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны будут тщетными. В соответствии с программой деятельности правительства от 25 августа 1906 г. планировались

Социально-экономические задачи правительства заключались, прежде всего, в ускоренном развитии отсталого сельского хозяйства, а также - промышленности и транспорта.

Экономические преобразования, что ясно осознавалось правительством, были тесно связаны с общественно-политическими и должны были обеспечить поддержку правительства со стороны как широких социальных слоев, выступивших на определенных этапах революции против самодержавия, так и новых социальных групп. Планировалось, что в результате экономических мер будет воссоздана широкая социальная опора правового самодержавия. Без этого укрепление российского государства было невозможно.

При этом государство допускало только те преобразования, которые считало неизбежными. Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение твердых монархических устоев самодержавно-бюрократического государства.

В самом руководстве страны не было единства взглядов. Николай II расходился в мнении даже с таким твердым сторонником самодержавия каким являлся П.А. Столыпин.

3. АграрнЫЙ ВОПРОС

3.1. Аграрная политика правительства. Аграрный вопрос справедливо осознавался властями как наиболее важный для судьбы крестьянской страны. Наряду с развертыванием репрессий против крестьянских восстаний, правительство уже во второй половине 1905 г. отменило выкупные платежи, начало продажу крестьянам земли в рассрочку, передало Крестьянскому банку казенные земли для продажи крестьянам и приступило к подготовке и проведению новой аграрной реформы, начатой Указом 9 ноября 1906 г.. (См. ТЕМУ Столыпинская агарная реформа)

3.2. Крестьянское движение.

3.2.1. 1907-1910 гг. После революции под воздействием репрессивных мер и уступок со стороны государства число крестьянских выступлений существенно уменьшилось, хотя волнения и не прекратились.

На первом этапе столыпинской аграрной реформы произошел некоторый подъем крестьянского движения (в 1908 г. - свыше 800 выступлений, в 1910 г. - около 1000). Напуганные выступлениями 1905-1907 гг. целых общин против помещиков, власти стремились достичь скорейшего разрушения поземельной общины, поощряя рвение местных властей. Земские начальники и землеустроители, руководствуясь указаниями МВД о необходимости поощрять выход из поземельной общины, пытались применять испытанные методы принуждения крестьян. Это вызвало борьбу крестьян против насильственных административных методов, применявшихся, формально, вопреки Указу 1906 г. об аграрной реформе, содержавшему положение о добровольности выделения крестьянина из общины.

Имели место и отдельные выступления крестьян против односельчан, выходивших из общины, как бедных, так и зажиточных, но доля таких случаев была невелика.

3.2.2. 1911-1914 гг. На втором этапе реформы, после прекращения принуждения и переориентации правительства на землеустройство, перехода от разрушения общины к созданию широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность и к 1914 г. практически сошло на нет (1912 г. - 307 выступлений, 1913 г. - 128, 1914 г. - 82).

4. РАБОЧИЙ ВОПРОС

4.1. Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западно-европейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы и многие политические силы, представленные в Думе.

4.1.1. Репрессивные меры правительства. Приступив к подготовке рабочих законов, правительство продолжало политику успокоения в отношении рабочего движения.

Половину все арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907-1909 г. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около 1 тыс. рабочих газет. В уточнение, а фактически, в нарушение Временных правил о собраниях распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания на территории предприятий. Временные правила об обществах и союзах также не пересматривались. Но циркуляр Столыпина от августа 1908 г. предписывал закрывать культурно-просветительские общества и профсоюзы, замеченные в политической пропаганде. В результате разогнаны были сотни профсоюзов.

В тоже время, правительство не могло полностью игнорировать итоги революции. Формально продолжали действовать Временные правила о стачках. Совет министров рекомендовал не применять радикальные меры к запрещению празднования 1 мая.

4.1.2. Законопроекты правительства. В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались

- создания больничных касс для рабочих,

- арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами,

- сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов,

- отмены наказания за участие в стачках,

- введения государственного страхование рабочих и т.д.

Но в 1906-1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии, бo льшая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.

4.1.3. Думское законодательство. Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение 3 внесенных правительством законопроектов

- о больничных кассах,

- государственном страховании рабочих и

- ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил),

Законопроекты были поддержаны кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.

4.2. Рабочее движение.

4.2.1. 1907-1909 гг. Несмотря на репрессии и благодаря завоеваниям революции 1905 г., рабочее движение сохранилось на уровне, в 2 раза превышавшем предреволюционный, но более низком, чем в годы революции.

Существует точка зрения, что в 1907-1910 гг. рабочее движение, в том числе, лишенное руководства со стороны радикальных политических партий, переживало постепенный спад.

Действительно, число забастовок снизилось с 1400 во второй половине 1907 г. до 790 в 1909 г. Но экономические стачки сократились незначительно, лишь политические забастовки почти исчезли. Редкие проводившиеся политические стачки были связаны, в основном, с празднованием 1 мая или памятными датами. В то же время, стачки стали организованнее и проходили под руководством как легальных, так и множившихся нелегальных профсоюзов.

Сохранившиеся легальные профсоюзы продолжали действовать, хотя число их сократилось с 850 в 1907 г. до 230 в 1910 г. При этом ежегодно, несмотря на условия создания, усложненные циркулярами МВД, возникали новые профессиональные и культурно-просветительские рабочие организации, число которых достигало нескольких тысяч. Ширилась сеть рабочих библиотек, просветительских рабочих обществ и рабочих домов.

Рабочие постепенно осваивали новые формы протеста: организованные обращения в фабричную инспекцию, судебные иски. Промышленный пролетариат, имевший опыт борьбы, и, главное, познавший вкус победы, изменился по сравнению с 1901-1904 гг.: стал образованнее, организованнее, сознательнее. Можно сделать вывод о постепенном изменении характера борьбы рабочих и стабилизации экономического движения на относительно высоком уровне.

4.2.2. В 1910-1914 гг. забастовочное движение резко усилилось. После максимального спада общего числа стачек в 1909 г. до 788, в 1910 г. число всех забастовок увеличилось до 1250 (хотя за счет вовлечения и небольших предприятий они стали в среднем мельче).

После расстрела забастовщиков на прииске Ленского золотопромышленного товарищества (Ленский расстрел), где погибло более 250 чел. в 1912 г. произошел резкий подъем движения рабочих протестов. К 1914 г. рабочее движение достигло огромного размаха. Только в первой половине 1914 г. бастовало больше рабочих (1,5 млн.), чем за весь революционный 1905 г. (1,3 млн.).

Важно, что забастовки снова приобрели в основном политический характер. В 1912 г. 70% стачек сопровождались выдвижением, наряду с экономическими, и политических требований. Все чаще кончались победой рабочих экономические стачки. Возникали новые рабочие профсоюзы, издавалось все больше рабочих газет.

5. Национальный вопрос

5.1. Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наиболее последовательным консерватизмом.

После ряда уступок, сделанных во время революции 1905-1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных языков в начальной школе.

В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: Сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, охране порядка, печати и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии. Избирательным законом 1907 г. было сокращено представительство Польши, Кавказа и Азиатской России в Думе, инородцы Средней Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Отдельные усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев, встречали жесткое противодействие Николая II.

Лишь на Кавказе, где наместник пытался проводить политику сближения с умеренными национальными деятелями, отступления были минимальными.

5.2. Национальное движение в результате усилилось. Антирусские настроения стали развиваться не только в регионах, развитых в социально-экономическом отношении. В Средней Азии и в Казахстане росло недовольство конфискацией земель для русских переселенцев, возникали новые мусульманские организации, увеличилась панисламистская пропаганда.

6. другие преобразования

6.1. В области образования реформы были начаты. В 1909 г. проект о введении в 10-летний срок всеобщего начального обучения поступил в Думу. Правительство, не дожидаясь принятия закона, уже с 1908 г. земствам и городам выделяло средства на развитие школ. В 1910 г. более половины земств начали подготовку к введению всеобщего начального образования. Для обеспечения школ кадрами множились учительские семинарии (училища) и институты.

Но, вопреки столыпинским проектам создания единой бессословной школы, начальные школы подчинялись училищным советам во главе с предводителями дворянства, а церковноприходские школы остались в ведении Синода. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней.

6.2. Столыпин не смог реорганизовать местное самоуправление. Законопроект о бессословных волостных органах, власть которых распространялась на всех сельских жителей, включая помещиков, был отвергнут Госсоветом уже после смерти его инициатора. Лишь в 1912 г. была отменена должность земского начальника, напоминавшая крестьянам о временах крепостного права.

7. деятельность Политических партий

7.1. Неонародники. Партия социалистов-революционеров пострадала от репрессий правительства и разочарования масс больше других политических организаций. Резко сократилась численность эсеров, еще больше ослабла дисциплина.

7.1.1. В 1907-1909 гг. в партии развивались разногласия, возникали новые фракции и течения. Усилились левацкие тенденции: эсеры вернулись к тактике бойкота Думы, хотя в условиях слабой партийной дисциплины целые организации участвовали в выборах. Предлагалось отозвать левых депутатов. Умеренное крыло во главе с Н.Д. Авксентьевым поставило вопрос о сокращении нелегальной организации, отказе от подготовке вооруженного восстания, ограничении террора, переходе к легальным и открытым формам работы.

Сильный удар эсерам был нанесен разоблачением в 1908-1909 г. члена ЦК, руководителя Боевой организации Е. Азефа, оказавшегося агентом царской охранки. В полном составе ушел в отставку ЦК эсеров, почти все члены нового Центрального комитета был вскоре арестованы, а Летучие боевые отряды ликвидированы полицией.

Аграрная реформа, в ходе которой началось разрушение общины и укрепление слоя земельных собственников, подрывала основы уравнительного аграрного социализма, пропагандировавшегося эсерами.

7.1.2. Но в 1910-1914 гг. подъем общественного движения вызвал некоторое оживление деятельности партии. При этом эсеры активизировали свою деятельность не столько в реформируемой деревне, сколько в рабочей среде. Началось издание ряда новых газет, возникли новые организации во Владимире, Киеве, Одессе, на Урале.

7.2. Социал-демократы также оказались в кризисе.

7.2.1. Численность членов партии, из которой к тому же вышли прибалтийские организации, Бунд и др. национальные формирования, упала до нескольких тысяч человек.

7.2.2. В 1907-1909 гг. Развивалась внутрипартийная борьба. Ширились разногласия возникали течения аналогичные эсеровским. Возникло движение ликвидаторов, во главе с А.Н. Потресовым, призывавшим отказаться от нелегальной организации и работать лишь в Думе, профсоюзах и пр. Другой крайностью явились настроения отзовистов, считавших необходимым отозвать депутатов из Думы и сосредоточиться на подпольной деятельности.

7.2.3. Активизация деятельности в 1910-1914 гг. С подъемом рабочего движения 1910, а особенно 1912 г., социал-демократы расширили свою деятельность, приступили к массовому изданию газет: большевистской Правды и меньшевистского Луча.

Несмотря на новые попытки установить единство партии, усилился раскол большевиков и меньшевиков. К 1912 г. оформилось разделение РСДРП на две фракции и множество промежуточных групп. Фактически, в организационном и идеологическом плане речь шла уже о двух социал-демократических партиях. В легальных организациях успешнее действовали меньшевики, более популярные также в среде рабочей интеллигенции и на национальных окраинах страны, но в организации стачечного политического движения в 1913-1914 гг. больше преуспели сторонники Ленина.

7.3. Либеральные партии после революции также переживали некоторый спад.

7.3.1. Духовный кризис. Вехи. Если в период революции интеллигенция, представлявшая собой основную социальную базу российского либерализма, переживала рост радикальных настроений, то после третьеиюньского переворота, воспринятого интеллигенцией как поражение революции, настроения значительной части этой общественной группы изменились. Новые тенденции нашли свое отражение в сборнике Вехи (1909 г.). Авторы статей, опубликованных под редакцией бывшего марксиста П.Б. Струве, исследовали разрушительную энергию русской революции, которая воспринималась как результат вмешательства интеллигенции, забывшей о национальных, в том числе, религиозных традициях, о позитивном социальном творчестве. Общим призывом веховского движения стал лозунг включения интеллигенции в процесс созидания обновленной России, где бы сочетались духовные традиции и новейший экономический строй.

Вокруг Вех развернулась полемика. Ответом левых либералов стал сборник Интеллигенция в России, авторы которого П.Н. Милюков, И.И. Петрункевич и др. призывали интеллигенцию к более активной политической деятельности.

Эти противоречивые тенденции, как и разочарование в результатах революции 1905-1907 гг. не могли не сказаться на количественном сокращении политического либерального движения.

7.3.2. Союз 17 октября сократился вдвое, уменьшилось число местных организаций. Деятельность Союза сводилась к работе в Думе.

В 1907-1909 гг., откятбристы, председательствовавшие в Думе, прямо поддерживали столыпинскую политику успокоения и ограниченных реформ. Но эти правые либералы проявили большую последовательность, чем правительство. Объявив об охране прав монарха и народного представительства, поддерживая действия премьер-министра, в том числе репрессивные, октябристы одновременно настаивали на дальнейшем развитии конституционного строя.

В 1910-1914 гг. в условиях кризиса третьеиюньской системы октябристы перешли от критики правительства по отдельным вопросам и его поддержки в целом к открытой оппозиции. Лидер партии А.И. Гучков в 1911 г. покинул пост председателя Думы в знак протеста против действий Столыпина. Летом 1913 г. октябристы объявили о том, что правительство не предотвращает революцию, а делает ее неизбежной.

В партии усиливались разногласия, которые привели ее к расколу. В 1912 г. из Союза вышли многие крупные промышленники, организовавшие Прогрессивную партию. Кроме того, в 1913 г. Союз 17 октября разделился на фракции левых, правых (земцев-октябристов) и центристское большинство во главе с Гучковым.

7.3.3. Кадеты, (их численность сократилась в 2-3 раза) также почти полностью ограничили свою деятельность парламентской борьбой и публицистической деятельностью. Конституционные демократы занимали более резкую позицию в отношении правительства Столыпина. В III-й Думе они выступали против полицейского и административного произвола, голосовали против кредитов Департаменту полиции, вносили проекты законов об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, о реформе местного самоуправления настаивали на немедленном обеспечении свобод, провозглашенных в Манифесте 17 октября.

Правительство прибегло к репрессиям в отношении левых либералов. Кадеты отстранялись от выборных должностей, подвергались судебным преследованиям, даже лишались дворянского звания, запрещались их печатные издания. Партии было отказано в легализации, что лишало их возможности поступления на государственную и общественную службу.

С 1910-1912 гг. в ходе развития кризисных явлений в стране кадеты активизировались. С самого начала работы IV Думы они выдвинули законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободах и гражданском равенстве. Кадеты голосовали против правительственного бюджета, предложили сформировать правительство, ответственное не перед царем, а перед парламентом.

При этом партия не осталась единой. Правое крыло партии во главе с П.Н. Милюковым надеялось на союз с октябристами, левые под предводительством Н.В. Некрасова, считая революцию неизбежной, призывали к работе вне Думы и контактам с революционными партиями. Но в партии победила линия Милюкова, предложившего тактику парламентской изоляции правительства.

7.3.4. Партия прогрессистов, созданная в 1912 г., представляла собой скорее думскую фракцию, хотя ее лидеры - крупные московские промышленники А.И. Коновалов, братья П.П. И В.П. Рябушинские и др. - планировали создание крупной деловой партии. Прогрессисты - либералы центра - ставили своей целью, объединив октябристов и кадетов, противостоять революции и заставить правительство интенсифицировать реформы, реализовать гражданские свободы и т.д.

7.4. Черносотенцы после революции продолжали бороться под лозунгом православие, самодержавие, народность, пропагандируя шовинизм и антисемитизм. Наиболее крупная организация - Союз русского народа и ранее не характеризовавшаяся единством, окончательно раскололись на несколько течений.

Наиболее радикальное направление в Союзе русского народа во главе с А.И. Дубровиным резко критиковало Столыпина, проповедовало идеи антиреволюционного и антисемитского террора. Дубровинцы, после выхода из СРН создавшие свою организацию, призывали ликвидировать представительные органы, отменить Манифест 17 октября, активно выступали против аграрной реформы, в ходе которой власти разрушают общину и порождают новые отряды пролетариата. Радикальные, даже экстремистские лозунги и критика правительства обеспечили этому направлению неофициальное название революционеров справа.

Другое направление, лидером которого являлся Н.Е. Марков, добилось ухода Дубровина с поста председателя СРН в 1910 г. Эта группа признавала Манифест 17 октября, неизбежность существования Думы, где занимала крайне правые позиции и в основном поддерживала Столыпина, в том числе его аграрную политику.

Еще в 1908 г. от СРН откололся Русский народный союз имени Михаила Архангела, во главе с В.М. Пуришкевичем. Союз отказался от террористических методов, ориентируясь на парламентскую деятельность, издание пропагандисткой литературы, организацию чайных, читален и библиотек.

Черносотенцы пытались организовывать крестьянские экономические союзы и кредитные товарищества. Это имело успех в западных губерниях, где помещиками были польские и литовские помещики католического вероисповедания. Националистические лозунги черносотенцев и антипомещичьи настроения крестьян в определенной степени совпадали в этих регионах, что привело к росту численности членов Союза из крестьянской среды.

В рабочей среде их влиянием была охвачена рабочая аристократия, часть ремесленников и чернорабочих. В Петербурге союзники создали многочисленную организацию на Путиловском заводе, в Одессе - контролировали артели портовых грузчиков. Руководители черносотенцев активно использовали социальную демагогию. С общественно-политическим подъемом в стране 1912-1914 гг. в охранительном движении усилились кризисные явления.

8. Государственная дума в 1907-1914 гг.

8.1. III Государственная дума. (ноябрь 1907-июнь 1912). В избранной по новому закону Думе правонационалистические группы вместе получили 32%, октябристы - 30%, кадеты и прогрессисты - 21%, левые (социал-демократы и трудовики) - 7%. При отсутствии твердого политического большинства голосование зависело от самой большой фракции - октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам левого крыла и центристам.

С 1911 г. под воздействием нового подъема общественного движения, все более противоречивой государственной политики и нарастания кризиса октябристы отошли от союза с правительством, что привело к конфликту Думы с премьер-министром и консервативным Государственным советом, отклонившим ряд законопроектов Думы.

8.2. Избиравшаяся в период нового общественно-политического подъема IV Государственная дума, несмотря на дискриминационный закон, оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили свое представительство. Кадеты и прогрессисты получили 25% мест, но октябристы (22%) в силу своего политического положения сохранили решающую роль.

В условиях общего сдвига влево правые либералы все чаще блокировались с более радикальными либеральными фракциями прогрессистов и кадетов. Правительство в этой ситуации все шире использовало возможности принятия законодательных актов без участия Думы. Нижняя палата принимала все более оппозиционный характер, несмотря на противодействие депутатов-черносотенцев.

8.3. Результаты парламентской деятельности. В целом, в условиях острой политической борьбы внутри Думы, усиления противоречий с Госсоветом, правительственной политики нейтрализации Думы эффективность законодательной деятельности российского парламента оставалась крайне низкой. Дума так и не смогла обеспечить развитие реформ.

9. ВЫВОДЫ

9.1. Характер третьеиюньской монархии. В результате революции 1905-1907 гг. в России установился государственный строй со сложным, смешанным характером.

Основу государства составлял абсолютизм, серьезно ограниченный элементами буржуазной монархии (новые Основные законы, выборный законодательный парламент, отмена цензуры, увеличение прав крестьянства, допущенные формально свободы). Противоречивый характер нового государства вызывал заложенную в его основах нестабильность политической власти.

9.2. Социальной опорой режима соответственно являлись не только помещики, но и, на первом этапе, буржуазия и часть интеллигенции. В то же время реформистские маневры правительства вызывали протесты крайне правых, а недостаток реформаторской деятельности привели к изменению отношения праволиберальных групп, что явилось проявлением настроений соответствующих социальных групп. В 1912-1914 г. социальная база третьеиюньской монархии существенно сократилась.

9.3. В политическом отношении кроме охранительных черносотенных организаций, в 1907-1910 гг. также поддержало правительство правое крыло либералов при враждебном нейтралитете левого крыла либерального движения.

Такой союз, оказавшийся непрочным, содержал в себе возможности нового кризиса и политического противостояния самодержавия и большинства общества. В 1911-1914 гг., несмотря на некоторые успехи правительственных реформ, в усиливавшейся оппозиции к самодержавию оказались все политические течения за исключением черносотенцев.

9.4. Итоги внутренней политики. Бo льшая часть правительственной программы не была выполнена. После смерти Столыпина преобразования были замедлены, так и не достигнув главной цели - укрепления российского государства.

Содержащиеся в самом характере режима противоречия обусловили настолько же противоречивую государственную политику. Правящие круги оказались неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой - разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения.