Россия в межреволюционный период

переход на главную

1. Расстановка политических сил

1.1. Выбор пути развития. Завершившаяся революция поставила перед страной проблему выбора дальнейшего пути развития. Ситуация осложнялась возникшим феноменом двоевластия.

По всей стране происходило усиление роли Советов, которые опирались на вооруженные отряды солдат, рабочую Красную гвардию, фабзавкомы. В марте 1917 г. в 393 городах и населенных пунктах России существовало 513 Советов (к октябрю месяцу их число увеличилось до 1,5 тыс.). На фронтах аналогами Советов являлись солдатские комитеты, число которых достигало 50 тыс.

В Советах преобладали эсеры и меньшевики, чьи программы оказались наиболее близки народным массам. Деятельность Советов была направлена на организацию продовольственного снабжения города, создание рабочей милиции и др. Однако в первые недели после февральских событий Петросовет брал также на себя функции властного идеологического центра. 14 марта в манифесте К народам всего мира Совет призвал к прекращению империалистической войны и заключению мира без аннексий и контрибуций (признавалась лишь революционная война с Германией).

Руководство Советов поддерживало Временное правительство, расширяя, таким образом, его социальную базу.

В результате возникла альтернатива:

- постепенное реформирование страны в сторону развития западного парламентского типа демократии через деятельность Временного правительства;

- либо передача всей власти Советам и движение в сторону народовластия в форме Республики Советов - советского демократизма, представлявшего тип прямой общинной демократии. В условиях двоевластия и отсутствия единого политического центра притяжения всех социальных сил произошло усиление политической борьбы в стране. Каждый политический лагерь отстаивал свой путь развития.

1.2. Правые политические силы (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела, Русская монархическая партия и другие объединения) одновременно с отречением Николая II прекратили свою деятельность, провинциальные отделы самораспустились. Часть консервативных сил примкнула к кадетам, сохранившим свое влияние и оказавшимся после революции на крайне правом фланге. Наметилось создание блока кадетов и умеренных правых.

1.3. Либеральный лагерь русской революции.

1.3.1. Союз 17 октября и партия прогрессистов. Наиболее острый политический кризис после революции переживали праволиберальные партии - октябристов (лидер - А.И. Гучков) и прогрессистов (лидер - А.И. Коновалов). Большинство деятелей этих партий, в том числе А.И.Коновалов, перешли к кадетам. Часть прогрессистов выступила летом 1917 г. под названием Радикально-демократической партии во главе со своими лидерами - И.Н. Ефремовым и Д.Н. Рузским.

1.3.2. Конституционно-демократическая партия (общая численность весной 1917 - 100 тыс. чел.), на базе которой сформировалось Временное правительство, заняла ведущее место в системе политических сил страны (лидер - П.Н. Милюков).

Кадеты выдвинули идею длительной эволюции страны по западному образцу на парламентарной основе. Они высказались за демократическую парламентскую республику и левый блок с умеренными социалистическими партиями. В числе лозунгов партии оставалось требование продолжения войны до победного конца, сохранения единой и неделимой России.

Аграрный вопрос кадеты предлагали решить путем конфискации помещичьей земли за выкуп. После национализации предполагалась передачи ее в бесплатное пользование общинам, а также хуторянам и отрубникам.

1.4. Социалистические партии

1.4.1. Партии умеренных социалистов.

Наиболее массовыми революционными партиями послефевральской России были умеренные социалистические партии:

- эсеров (численностью до 1 млн. членов, лидеры - В.М. Чернов, Н.Д.Авксентьев),

- меньшевиков (РСДРП, численностью до 200 тыс. чел, лидеры - И.Г.Церетели, Ф.И. Дан).

1.4.2. Стратегические задачи. Свою ближайшую задачу умеренные социалисты видели в дальнейшем углублении буржуазно-демократических реформ на основе широкой общенациональной демократической коалиции с участием буржуазии и пролетариата. Основу политической платформы этой группы партий составлял принцип революционного оборончества, т.е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.

1.4.3. Аграрная программа. В области аграрной политики эсеры отстаивали требование социализации земли (ликвидации частной собственности на землю, превращения ее в общенародное достояние, уравнительное распределение земли по трудовой норме). III съезд партии эсеров поддержал также лозунг национализации земли и наделения крестьян землей без компенсации бывшим владельцам.

Меньшевики выступали с требованием муниципализации земли, то есть после конфискации передачи ее в распоряжение местных органов самоуправления для распределения участков пользователям. При этом обе партии отвергали насильственные захваты земель, а окончательное решение аграрного вопроса откладывалось ими до созыва Учредительного собрания.

1.5. Радикальное крыло социалистического лагеря.

1.5.1. Большевики. РСДРП(б) к февралю 1917 г. насчитывала 24-25 тыс. человек (самой многочисленной при этом была партийная организация Петрограда - около 2 тыс. человек). Заграничная коллегия ЦК была представлена В.И. Лениным, Г.Е. Зиновьевым, Н.К. Крупской. Лидером Русского бюро ЦК был А.Г. Шляпников.

1.5.2. Стратегические задачи. После возвращения В.И.Ленина из эмиграции (3 апреля 1917 г.) руководство партии отказалось от идеи сотрудничества с умеренными социалистами. Большевистская партийная конференция в конце апреля провозгласила стратегию перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. В качестве новой формы государственной власти предлагалась диктатура пролетариата в форме Республики Советов. Успех политической борьбы связывался с поддержкой западного пролетариата, который должен был взять власть в свои руки в результате близкой, как считал Ленин, мировой социалистической революции.

1.5.3. Тактика. В.И.Ленин предложил тактику мирного перехода ко второму этапу революции путем разоблачения империалистической сущности Временного правительства и завоевания большинства в Советах при сохранении лозунга Вся власть Советам!. Конфронтация с буржуазией (лозунг Никакой поддержки Временному правительству!), с одной стороны, обеспечивала поддержку масс, с другой - изолировала большевиков от умеренных социалистических партий, либеральной интеллигенции и других слоев российского общества.

В аграрной сфере большевики отстаивали идею ликвидации частной собственности на землю, немедленной конфискации земли помещиков, превращение ее в собственность государства и передачу в распоряжение местных органов власти, не дожидаясь Учредительного собрания.

1.5.4. Левые эсеры (Б.Д.Камков, М.А.Спиридонова, П.П.Прошьян) занимали также радикальные позиции и нередко выступали вместе с большевиками, призывая рабочих не доверять Временному правительству и брать власть в свои руки. Левые упрекали центристское руководство партии в оборончестве и призывали немедленно положить конец войне.

1.5.5. Анархисты. Февральская революция положила начало новому этапу анархистского движения в России. Из эмиграции вернулись организаторы движения - П.А.Кропоткин, П.А.Аршинов, Л.Черный. Уже в апреле анархисты выдвинули задачу перехода к новой социальной революции, что означало призыв к свержению Временного правительства и немедленному захвату фабрик и заводов рабочими. Анархисты активно использовали в арсенале революционной борьбы испытанные методы: террор, налеты, погромы.

2. Внутренняя политика Российского государства. Деятельность Временного правительства

Временное правительство поддерживали политическая элита, интеллигенция, предприниматели, некоторая часть рабочего класса и крестьянства, но оно не имело достаточно широкой социальной опоры на местах. Не обладая аппаратом принуждения, правительство не смогло установить действенный контроль над ситуацией в регионах. Это положение обусловило характер внутренней политики Временного правительства, пытавшегося решить ряд социально-политических и экономических задач.

2.1. Установление демократического общественно-политического порядка.

2.1.1. Подготовка созыва Учредительного собрания. Будущая судьба России должно была решиться Учредительным собранием. Задача Временного правительства сводилась формально лишь к организации общественно-политических условий для выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять решение о новом государственном устройстве, создании новых постоянных органов власти. Временное правительство, сформированное отнюдь не демократическим путем, не вправе было, по мнению входивших в него либералов, взять на себя проведение коренного переустройства России. Назначенные на сентябрь выборы в Учредительное собрание затем были перенесены из-за затянувшихся переговоров с Советами о составе избирательной комиссии и несбыточной надежды демократов провести выборы после политической стабилизации в стране.

2.1.2. Социально-политический курс правительства был направлен на проведение демократических преобразований и достижение классового мира в стране. В декларации правительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта была оглашена программа деятельности на ближайшие месяцы: политическая амнистия, отмена смертной казни, ликвидация сословного строя и всех национальных и религиозных ограничений. Были запрещены аресты без суда, упразднена должность обер-прокурора Синода и все дела церкви передавались в новое министерство по делам исповеданий.

В апреле были приняты законодательные акты, в которых реализовывались положения мартовских деклараций: О регистрации товариществ, обществ и союзов, О рабочих комитетах, О печати и др.

2.1.3. Преобразования в армии. 28 февраля 1917 г. был принят приказ 1 Петроградского Совета, положивший начало так называемой демократизации армии. В соответствии с ним проводилась чистка высшего командного состава русских войск, были отменены военно-полевые суды, вводился институт комиссаров правительства, наблюдавших за политической лояльностью офицеров.

Главной мерой стало создание в армии выборных комитетов солдат и матросов, которые распоряжались наличным оружием, контролировали деятельность офицеров и т.п. В условиях войны, углублявшегося внутриполитического кризиса в стране и радикализации масс, подобные нововведения (например, возможность солдатских комитетов обсуждать приказ офицера и выносить решение о необходимости его исполнения) привели к резкому падению дисциплины в армии и боеспособности ее частей.

Временное правительство установило в целом демократический строй в стране, но при этом некоторые меры приводили к подрыву основ государственности, ослаблению государственной власти.

2.2. Была изменена вся система государственной власти. Временное правительство направляло в регионы своих губернских, уездных, волостных комиссаров, под чьим контролем действовали местные земские органы и общественные комитеты.

Одновременно ликвидировались старые органы высшей государственной власти. В мае-октябре были распущены Государственный совет и Государственная дума. Законодательные акты принимались непосредственными распоряжениями правительства. Выработкой государственной политики занимались Экономическое, Юридическое и др. совещания.

В первые дни после революции был уничтожен репрессивный аппарат самодержавия: полиция, жандармерия, цензура. Для охраны общественного порядка в апреле началось создание милиции, исполнительного органа земств. Для расследования действий высших чиновников царского режима была создана Чрезвычайная комиссия.

2.3. Реформа местного самоуправления. На всю Россию была распространена сеть земств, демократизирована их избирательная система. 15 апреля 1917 г. Временным правительством было принято Положение о выборах в новые органы местного самоуправления, согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для российских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей. В мае-июне 1917 г. была проведена реформа местного самоуправления. Новыми органами местной власти стали общественные исполнительные комитеты (или комитеты общественной безопасности), которые являлись объединениями коалиционного типа.

Создавались волостные земства, заменившие в мае все другие волостные органы власти, и районные городские думы.

2.4. Аграрная политика. 19 марта Временное правительство в специальной декларации объявило о начале подготовки аграрной реформы. Временное правительство провело национализацию земель, принадлежавших царской фамилии. В апреле начали создаваться губернские, уездные и волостные земельные комитеты, которые занимались урегулированием земельных споров и переписью земель в преддверии аграрной реформы. В начале мая прошла 1-я сессия Главного земельного комитета (с участием представителей Всероссийских советов крестьянских и рабочих депутатов), которому было поручено готовить земельную реформу, окончательный проект которой должно было принять Учредительное собрание. На всех уровнях создавались комитеты по снабжению (распределению зерна).

Крестьянство же на общинных сходах создавало собственные комитеты, которые присваивали необрабатываемые земли (без выплаты компенсаций), захватывали сельскохозяйственный инвентарь и скот помещиков, сами устанавливали порядок использования выпасов. С марта по июнь 1917 г. был зарегистрирован рост правонарушений в деревне, включавших воровство, вырубки леса, погромы.

2.5. Решение рабочего вопроса. Здесь Временное правительство, стремясь к примирению труда и капитала, действовало с наибольшим размахом. 12 апреля был издан закон о собраниях и союзах, провозгласивший свободу профессиональных объединений. На его основе рабочие получили право на восстановление организаций, запрещенных в годы войны, создание новых демократических объединений. В результате к концу 1917 г. в стране насчитывалось более 2 тыс. профсоюзов во главе со Всероссийским центральным советом профессиональных союзов (председатель - меньшевик В.П. Гриневич).

С той же целью в мае-августе 1917 г. были созданы Министерство труда, трудовые округа во главе с комиссарами и биржи труда, примирительные камеры (с участием представителей заводоуправлений и рабочих). В мае было создано Министерство призрения, взявшее на себя функции бывших благотворительных обществ. На частных предприятиях и объектах государственной промышленности вводился рабочий контроль. 23 апреля правительство узаконило создание на предприятиях фабрично-заводских комитетов. Было введено также государственное страхование рабочих, легализованы забастовки. В экономических условиях начала XX в. рабочим невозможно было добиться большего в рамках демократического режима и господства частной собственности.

При этом вводимый явочным путем 8-часовой рабочий день не получил законодательного оформления.

2.6. Национальная политика. Законом от 20 марта отменялись все вероисповедальные и национальные ограничения, в том числе в использовании национальных языков.

В области национально-государственного устройства Временное правительство продолжало отстаивать идею единой и неделимой России. Исключение было сделано лишь в отношении Польши и Финляндии: 17 марта 1917 г. в специальной декларации правительство объявило о принципиальном согласии на создание в послевоенном будущем независимой Польши (при условии военного и экономического союза с Россией). В дальнейшем правительство было вынуждено согласиться на широкую автономию Финляндии. Уровень автономии остальных национальных районов России должно было решить Учредительное собрание.

В этой ситуации при слабости центральной власти быстро развивалось национальное движение. 4 марта 1917 г. социалистические партии Украины создали Центральную Раду, которая 10 июня приняла документ с требованием о предоставлении Украине национально-территориальной автономии в составе России. В июле 1917 г. финский сейм провозгласил независимость Финляндии и объявил себя высшей властью, что привело к введению войск на ее территорию и разгону сейма.

Таким образом, и в национальной политике Временного правительства главной оставалась идея непредрешенчества, в результате вопрос о статусе многих национально-территориальных образований откладывался до Учредительного собрания.

2.7. Экономическая политика была направлена на выполнение двух задач: снабжение армии и решение продовольственной проблемы.

2.7.1. Методы и органы экономического управления. Методы, которые избрало Временное правительство в условиях войны и дестабилизации хозяйства, начавшегося еще до февраля, заключались в ограничении рыночного обмена и осуществлении активного вмешательства государства в управление экономикой. При Временном правительстве были учреждены Продовольственный комитет, Министерство продовольствия, Экономический совет и выполнявший роль министерства экономики Главный экономический комитет (во главе с С.Н. Третьяковым) с участием представителей профсоюзов.

2.7.2. В решении продовольственного вопроса продолжилась дореволюционная политика разверстки. 25 марта 1917 г. был принят закон о хлебной монополии, по которому владельцам оставлялся минимум, необходимый для питания, посева, содержания скота и птицы, а остальной хлеб должен был сдаваться местным продовольственным органам по твердым ценам.

2.7.3. Промышленность и торговля. С усложнением хозяйственной ситуации и обострением социально-политических противоречий в стране военно-административные компоненты экономической политики правительства усиливались, хотя правительство сняло ограничения на предпринимательскую деятельность. Одновременно была учреждена государственная монополия на покупку и продажу кож, топлива, металлоизделий. Правительство предприняло неудачную попытку введения частичного регулирования производства, нормирования цен и распределения промышленных товаров.

Подобным мерам противодействовали сами предприниматели, но одной из основных причин неудач явился неэквивалентный обмен между городом и деревней: стоимость товаров, полученных Министерством продовольствия, в том числе принудительно, из деревни, равнялась в 1917 г. 7 млрд. рублей, а стоимость промышленных товаров, которые были выделены для деревни - лишь 2 млрд. руб.

3. развитие политического процесса в стране

3.1. Апрельский политический кризис и первое коалиционное правительство. После краткого периода революционного энтузиазма масс и первых демократических преобразований Временное правительство находилось в состоянии перманентных политических кризисов.

3.1.1. Начало кризиса. 18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков обратился к союзникам с нотой, в которой подтверждались обязательства России вести войну до победного конца. Это вызвало мощные демонстрации протеста в столице и других городах. Советы по всей стране призвали к соблюдению общественного порядка. После вынужденной отставки П.Н. Милюкова и военного министра А.И. Гучкова их сменили соответственно М.И. Терещенко и эсер А.Ф. Керенский. Политический кризис завершился в мае, когда было сформировано так называемое первое коалиционное правительство (5 мая 1917 г. - 2 июля 1917 г.) с участием умеренных социалистов, занявших 6 из 15 министерских постов в новом правительственном кабинете.

3.1.2. Деятельность правительства. Новое правительство поспешило выступить с заявлением о стремлении к демократическому миру без аннексий и контрибуций. Кроме этого, вводилось повышенное налогообложение крупных предпринимателей, планировался ряд мер по дальнейшему усилению государственного регулирования экономики. Министры-социалисты, среди которых был министр земледелия - эсер В.М. Чернов, настояли на включении в декларацию положения о возможном переходе земли к трудящимся после созыва Учредительного собрания. Советы поддержали правительственную программу, но ее осуществление было затруднено дальнейшей дезорганизацией власти на местах и возникшими кризисными явлениями в экономике. Объединения крупных предпринимателей согласились с некоторым участием государства в управлении народным хозяйством в военное время, но противодействовали повышению налогов и усилению активности рабочих на предприятиях.

Правительству не удалось стабилизировать обстановку, в том числе по причине активизации левых радикальных сил.

3.2. Первый Всероссийский съезд Советов состоялся 3 - 23 июня 1917 г. Большинство делегатов представляли партии эсеров и меньшевиков. Большевики имели на съезде менее 10% мандатов. Дискуссия на съезде касалась прежде всего двух принципиальных вопросов - о власти и мире. Обсуждалась и национальная проблема: на съезде впервые был поставлен вопрос о возможности федерализации страны. Социалистические партии признавали право народов на самоопределение, но при этом осудили попытки одностороннего решения национального вопроса до созыва Учредительного собрания.

Большевистская делегация потребовала от съезда Советов взять власть в свои руки и сформировать социалистическое правительство. Одновременно было заявлено о готовности РСДРП(б) к взятию власти собственными силами. Съезд и избранный им Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) отвергли это требование и отменили объявленную большевиками на 10 июня демонстрацию, назначив на 18 июня демонстрацию в поддержку правительства под лозунгом Через Учредительное собрание к демократической республике!.

Однако уже началась радикализация масс. В столице и других городах прошли выступления главным образом под лозунгами: Вся власть Советам!, Долой войну!, Долой 10 министров-капиталистов!.

3.3. Июньский политический кризис и наступление российских войск. Волна антиправительственных демонстраций, прокатившаяся по стране в июне, вызвала очередной политический кризис, выход из которого Временное правительство нашло в давно готовившемся по настоянию союзников наступлении войск Юго-Западного фронта.

Наступление началось 18 июня и вначале развивалось успешно. Затем под ответными ударами австро-германских войск русская армия вынуждена была отступить. Противник захватил всю Галицию и Добруджу. В результате провалившегося наступления русская армия в короткий срок лишилась тех побед, которые были завоеваны ею ценой колоссальных жертв за истекшие три года войны. Многие части захлестнула волна анархии. Именно в эти дни генерал Л.Г. Корнилов продемонстрировал твердую волю, приказав расстреливать дезертиров и грабителей, выставляя трупы расстрелянных на дорогах.

После некоторых успехов российских войск в столице и ряде крупных городов прошли патриотические манифестации. Однако первые известия о поражении на фронте вызвали очередное обострение социально-политической обстановки в столице, что привело в начале июля к новому кризису, по выражению Ленина, к взрыву революции и контрреволюции вместе. Последствия провала июньского наступления усугубились ультиматумом кадетов, пригрозивших выходом из правительства в случае принятия требований Украинской Рады об автономии Украины, на которые были готовы согласиться представители социалистов в правительстве.

3.4. Июльский политический кризис.

3.4.1. Демонстрации в Петрограде. 3-4 июля прошли антиправительственные демонстрации рабочих и солдат Петрограда, в которых приняло участие до 500 тыс. человек. Правительство, с одной стороны, и ЦК РСДРП(б) - с другой, с трудом остановили эскалацию вооруженных столкновений, к которым стремились экстремистски настроенная часть большевиков (вызвавшая на подмогу кронштадтских матросов) и крайне правые, первыми открывшие стрельбу по демонстрантам. В ходе перестрелок погибло свыше 50 человек, однако временная стабильность была достигнута.

3.4.2. Выход из кризиса. Третий по счету политический кризис завершился переходом всей полноты власти в стране в руки Временного правительства, действия которого (включая расстрел демонстрантов, введение смертной казни на фронте) были поддержаны руководством Исполкома Петросовета. Июльские события расценивались как заговор большевиков, в результате последовали аресты их лидеров (в том числе, Л.Б. Каменева, А.В.Луначарского, Л.Д.Троцкого) по обвинению в организации мятежа и шпионаже в пользу Германии. Большевики действительно использовали деньги, полученные от германского командования, но не для сбора информации, а на партийные нужды, что, с учетом антиправительственной и пораженческой позиции большевиков, вполне соответствовало желаниям немецкого Генштаба. Обвинение в шпионаже носило явно надуманный характер, что было очевидно и правительству (в этой связи ушел в отставку министр юстиции П.Н.Переверзев). Власть искала виновников обострения политической обстановки в стране, не желая видеть объективных причин всеобщей радикализации масс.

3.4.3. Правительственные меры. 8 июля на пост премьер-министра был назначен А.Ф. Керенский. 18 июля генерал Л.Г. Корнилов сменил на посту Верховного главнокомандующего генерала А.А. Брусилова. После ухода ряда кадетов в отставку, новый премьер сформировал второе коалиционное правительство (24 июля - 26 августа 1917 г.), в котором большинство принадлежало социалистическим партиям (состав: 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 члена Радикально-демократической партии и 2 беспартийных). Деятельность нового кабинета не привела однако к общей стабилизации политического положения. Собравшееся в Москве Государственное совещание (12-15 августа) показало, что политика Временного правительства не удовлетворяет ни правых ни левых, а само оно не в состоянии справиться с ситуацией.

3.5. Попытка установления в стране военной диктатуры.

3.5.1. Последствия июльских событий в Петрограде. После июльских событий в обществе вновь обозначилась альтернатива - право- и леворадикальная.

Леворадикальный лагерь во главе с В.И.Лениным на VI съезде РСДРП(б) в августе 1917 г. выступил за временное снятие лозунга Вся власть Советам! и дальнейшее развитие революции через подготовку вооруженного восстания.

В условиях радикализации масс и активизации левых сил консерваторы, а также часть либералов готовили установление порядка путем введения военной диктатуры. Съезд кадетов принял резолюцию в поддержку генерала Корнилова. Наиболее решительными сторонниками диктатуры в те дни были различные военные организации: Союз офицеров армии и флота со штаб-квартирой в Могилеве, Военная лига, Союз георгиевских кавалеров; гражданские организации: Всероссийский союз торговли и промышленности, Союз земельных собственников, Общество экономического возрождения России (во главе с А.И. Гучковым и А.И. Путиловым) и Республиканский центр (во главе с К.В. Николаевским).

3.5.2. Программа генерала Л.Г.Корнилова. На пост военного диктатора выдвинулся генерал-лейтенант Л.Г. Корнилов - сторонник установления жесткого порядка не только в войсках (вплоть до расстрелов и создания концлагерей для неповиновавшихся), но и в тылу, где предлагалось ввести военное положение, распустить Советы и запретить революционные партии. За невыполнение установленных производственных норм рабочие должны были отправляться на фронт.

Л.Г.Корнилов имел собственную программу вывода страны из кризиса, главными положениями которой были:

- прекращение всякого вмешательства государства в экономические и социальные дела;

- демобилизация 4 млн. солдат с выделением каждому из них по 8 десятин земли в целях создания верной опоры правительства в деревне;

- установление в России новой формы правления в виде Совета народной обороны и коалиционного правительства при нем.

3.5.3. Провал выступления генерала Л.Г.Корнилова. Глава правительства А.Ф. Керенский первоначально поддержал планы Корнилова. Однако 26 августа, когда верные Корнилову войска генерала А.М. Крымова были готовы двинуться на Петроград, Керенский, испугался, узнав о планах сместить премьера и установить единоличную диктатуру, и объявил Корнилова изменником. В те дни Корнилову противостоял также Исполком Петроградского Совета и созданный при нем Комитет народной обороны против контрреволюции с участием представителей всех социалистических партий. На промышленных предприятиях Петрограда центрами борьбы с контрреволюцией стали отряды Красной гвардии, численностью до 40 тыс. человек. Кроме того, Петроградский гарнизон, насчитывавший 450 тыс. солдат и офицеров, в большинстве своем не поддержал выступление Корнилова и остался верным присяге Временному правительству. В результате неудачи 31 августа застрелился генерал Крымов, 2 сентября был арестован генерал Корнилов.

3.5.4. Последствия корниловского движения. Корниловский мятеж и его разгром максимально ускорили отход широких масс от поддержки соглашательской политики меньшевиков и эсеров. Большевики, используя неудачи правящих партий в деле выхода из создавшегося кризиса, усилили свое влияние в войсках, фабзавкомах, профсоюзах, Советах и приблизили революционную развязку. Корниловский мятеж потерпел поражение, но он положил начало белому движению - главной антибольшевистской политической силе в годы Гражданской войны.

4. Углубление общенационального кризиса в стране

4.1. Ухудшение экономической ситуации. К осени 1917 г. произошло углубление экономического кризиса. Промышленное производство уменьшилось на 35%. Быстро росла инфляция, покупательная способность рубля упала в 15 раз. С 1916 по 1917 гг. денежная масса возросла на 127%, что сопровождалось ростом цен (с января 1914 г. по январь 1917 г. - на 194%; с января по декабрь 1917 г. - на 426%). Государственный долг России вырос на 14 млрд., достигнув к осени 1917 г. 49 млрд. золотых рублей. Одновременно усилилась натурализация хозяйства, денежная торговля уступала место обмену

4.2. Кризис политической власти. Корниловский мятеж и дальнейшая волна революционных выступлений привели к заключительному и наиболее затяжному политическому кризису в стране. Правые обвиняли Керенского в том, что он предал Корнилова, левые называли его контрреволюционером. 1 сентября вопрос о власти был вынесен на заседание ВЦИК (тогда же Россия была провозглашена республикой). 3 сентября Временное правительство вручило исполнительную власть Директории (в составе: А.Ф.Керенский /глава/, М.И. Терещенко /беспартийный/, генерал А.И. Верховский, контр-адмирал Д.Н. Вердеревский, А. Никитин /правый меньшевик/ и Л.Б. Каменев).

С 14 - 22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское Демократическое совещание с участием представителей политических партий, земств, городских дум, профсоюзов. Совещание избрало Совет республики (Предпарламент), который до созыва Учредительного собрания призван был заниматься урегулированием вопроса о власти в стране. Победившая на совещании линия на союз левых сил и кадетов позволила А.Ф. Керенскому 25 сентября сформировать третье по счету коалиционное правительство (25 сентября - 25 октября) с участием 6 кадетов, 1 эсера, 3 меньшевиков, 2 трудовиков, 2 военных специалистов и 1 независимого. Новый правительственный кабинет, следуя принципу социально-политического компромисса, продолжило политику затягивания реформ, чем окончательно лишило себя социальной опоры.

Тем временем на местах по мере развития революции власть перемещалась от городских дум и земств к Советам. К началу октября в стране действовало 974 Совета рабочих и солдатских депутатов (из них более 600 выступало за передачу всей власти Советам), 455 Советов крестьянских депутатов (большевистские фракции в октябре имелись лишь в 191 из них).

4.3. Рост влияния партии большевиков.

4.3.1. Увеличение численности. После провала корниловского выступления соотношение сил в стране принципиально начало меняться в пользу РСДРП(б). С осени рост партии меньшевиков прекратился, а численность РСДРП(б) увеличилась в 1,5 раза, составив к октябрю 1917 г. 350 тыс. против 200 тыс. меньшевиков. Одновременно возросла численность партии эсеров, причем обозначилось явное преобладание в ней рабочих.

4.3.2. Борьба за общественные организации и Советы. В борьбе за массы большевики использовали муниципальную кампанию - выборы в районные и городские думы. В августе в столице за большевиков проголосовало 34% избирателей, а в Москве они получили 52% голосов. В руки большевиков постепенно переходил контроль над полковыми комитетами.

К осени большевики усилили свои позиции в обоих столичных Советах. 31 августа 1917 г. Петроградский Совет принял большевистскую резолюцию О власти с требованием ухода Временного правительства в отставку и создания истинно революционной власти на Всероссийском съезде Советов. 5 сентября подобную резолюцию принял Московский Совет. 17 сентября председателем Моссовета был избран большевик В.П. Ногин; 25 сентября председателем Петросовета стал Л.Д. Троцкий. В конце сентября на II съезде депутатов Балтфлота моряки приняли резолюцию о неподчинении флота правительству. Был избран ЦК Балтфлота, где наибольшее влияние также имели большевики и левые эсеры. Однако к октябрю большевики не смогли все же завоевать большинства в Советах

4.4.Социальное положение народных масс. Следствием неблагоприятной финансовой и политической ситуации в стране стало резкое ухудшение положения пролетариата, реальные доходы которого составили 40% от довоенных. В июне была введена карточная система распределения продуктов питания. Снабжение населения в этот период в значительной степени шло через рынок, где цены в три и более раз превышали государственные. В межреволюционный период продолжился развал транспорта, что привело к остановке промышленных предприятий, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост безработицы (к ноябрю 1917 г. - не менее 300 тыс. человек).

Введенная хлебная монополия, государственный учет и заготовка хлеба по твердым ценам не привели к улучшению продовольственного положения в стране. Вследствие неэквивалентного обмена между городом и деревней хлебная монополия воспринималась крестьянством как грабеж. В деревнях усилилось сопротивление попыткам правительства и Советов произвести учет хлеба нового урожая.

4.5. Активизация антиправительственных выступлений На фоне углублявшегося экономического и политического кризиса в России росло социальное недовольство низов политикой властей и продолжавшейся войной.

4.5.1. Активной революционной силой становятся солдаты и матросы которые вместе с офицерами, служащими военных учреждений являлись неизменными участниками партийных съездов и конференций, проходивших в 1917 г. (15% - участников Первого съезда Советов, 30% - от делегатов Второго съезда Советов, более 50% участников Первого Всероссийского крестьянского съезда). В армии наряду с солдатскими комитетами действовали в этот период крестьянские, профессиональные, национальные организации. Дезертирство, братания с немецкими солдатами, оставление позиций целыми частями приобрели массовый характер. То есть армия заметно политизировалась и перестала служить опорой государственной власти.

4.5.2. Пролетариат изменил свой состав за годы войны. Его ряды пополнились маргинальными элементами, которые привнесли в рабочее движение ярко выраженные (особенно в провинции) разрушительные, антигосударственные тенденциями. Стачечное движение подхлестывалось предпринимателями, которые в условиях бессилия властей широко использовали локауты. Рабочие протестовали против циркуляра от 28 августа министра труда - меньшевика М.И.Скобелева, запретившего проведение собраний в рабочее время и ограничившего права фабзавкомов. Число бастовавших в сентябре - октябре по сравнению с весной 1917 г. выросло в 7-8 раз и составило 2,4 млн. человек.

4.5.3. В деревне происходили массовые крестьянские выступления против помещиков, а иногда и против владельцев хуторов и отрубов, которых принуждали к возвращению излишков земли. При этом крестьяне отказывались признавать земельные комитеты, которые для них олицетворяли барскую городскую власть.

В апреле 1917 г. произошло 880 выступлений, в мае и июне - 3 тыс., в сентябре и октябре - более 5 тыс. Власти оказались не в состоянии справиться с движением, лишь в 200 случаях из тысячи поджогов поместий, убийств помещиков и управляющих предпринимались попытки применения репрессивных мер против нарушителей. Выступления в деревне принимали все более анархическую направленность, чем вызывали опасения даже в среде большевиков.

4.6. Усиление национальных движений. Углублению кризиса, его превращению в общенациональный способствовал также рост национальных противоречий на окраинах России. Украинская Рада, выступавшая с требованием автономии, выдвинула лозунг незалежности (самостоятельности). Резко активизировалось движение мусульман Поволжья и Средней Азии. В конце августа в Киеве прошел съезд национальностей, потребовавший от центрального правительства реализации права наций на самоопределение.

Временное правительство и здесь пыталось перейти к жестким мерам. Началось подавление мусульманского движения, был арестован муфтий крымских татар. В начале октября Керенский фактически разорвал отношения с Центральной Радой.

5. Итоги

5.1. Таким образом, если к июлю 1917 г. в стране еще сохранялась- либеральная и радикальная альтернатива (первая при этом была господствующей), то весь последующий период истории революции предстает уже как острейшая борьба между право- и леворадикальной альтернативой, представлявшей собой разные пути спасения России.

5.2. С поражением генерала Корнилова и последовавшим вслед за этим затяжным политическим кризисом власти отчетливо вырисовывалась леворадикальная альтернатива. Ни левые, ни правые (не говоря уже о народных массах) не могли быть удовлетворены политикой официального правительства, в результате на обоих флангах все больше концентрировались крайние, анархистски настроенные элементы. И без того слабый центр, базировавшийся на непрочном блоке кадетов, эсеров и меньшевиков, разваливался, открывая путь к власти новой политической силе - большевикам.

5.3. Причины неудачи Временного правительства и поражения либерализма в России. К осени 1917 г. Временное правительство своим бездействием, в том числе в силу приверженности идее непредрешенчества, полностью исчерпало свой потенциал. Оно безудержно теряло опору в массах. Была еще одна важная причина столь легкого падения власти, на которую указывали современники: отсутствие хорошо организованной полицейской силы и безусловно преданной правительству силы военной.

Падение правительства означало окончательное поражение либерализма в России. Его сторонникам, стоявшим у истоков формирования новой власти в послефевральской России, не удалось завоевать прочного положения в социальных, политических и экономических структурах российского общества. Слабость российского либерализма была связана также с отсутствием у него прочной социальной базы (в ходе выборов в Учредительное собрание депутаты от партии кадетов набрали менее 5% голосов).

Либеральная программа требовала более высокой ступени политического развития общества, а потому выдвигавшиеся на разных этапах лозунги, нередко оторванные от реальной действительности, не были поняты массами. В силу этого либералы проиграли леворадикальным социалистическим партиям. Как писал Н.А.Бердяев, новое либеральное правительство, которое пришло на смену после февральского переворота, провозгласило отвлеченные гуманные принципы, отвлеченные начала права, в которых не было никакой организующей силы, не было энергии заражающей массы В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов склонные и способные к диктатуре, которая только могла остановить процесс окончательного разложения.