ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР в середине 50-начале 60-х гг.

1. Изменение приоритетов внешней политики

переход на главную

1.1. Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

1.2. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о

- мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,

- возможности предотвращения войны в современную эпоху,

- многообразии форм перехода различных стран к социализму. Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.

1.3. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.

1.4. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха определялась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно-технической) поддержки национально-освободительных движений в странах третьего мира, которые становились полем борьбы двух сверхдержав.

2. Либерализация и противоречия в

отношениях со странами Запада

2.2. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стало одной из центральных во внешнеполитической концепции советского государства после смерти Сталина.

2.2.1. Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе.

В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С.Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам всеобщего и полного разоружения.

2.2.2. Эта линия принесла некоторые положительные результаты. В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

2.3. Принцип мирного сосуществования во внешней политике СССР. В ходе либерализации внешнеполитического курса СССР наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее (одна из первых внешнеполитических акций, в которой активное участие принял Г.М.Маленков). Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией. В 1954 г. с участием СССР было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во Второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. При условии заключения в будущем Мирного договора между двумя странами советская сторона была готова передать Японии два южнокурильских острова (Хабомаи и Шикотан). Однако подписание в январе 1960 г. военного договора между Японией и США и последовавшее вслед за этим размещение американских военных сил на территории Японии на многие годы прервали советско-японский диалог.

В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча встреча Н.С.Хрущева с президентов США Д.Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами.

2.4. Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся холодной войны в отношениях между ведущими странами мира продолжало сохраняться взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

2.4.1. Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.

В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. К началу 60-х годов СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет-разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско-американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. После избрания президентом США Дж.Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г., после чего было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.

2.4.2. Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Карибский или ракетный кризис 1962 г. явился высшей точкой международного противостояния. Он поставил мир на грань термоядерной войны. Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того, как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф.Кастро) и изменить в свою пользу военно-политический баланс на континенете, на острове тайно были размещены ядерные ракеты средней дальности (Р-12 с дальностью действия две тысячи километров). Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.

Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США в свою очередь гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии. Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями.

Успешно в первой половине 50-х годов развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в области торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутреннние дела стран-участниц.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х годов возник серьезный политический кризис.

В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

Эти события значительно подорвали авторитет СССР в глазах народов Восточной Европы, но укрепили связи правящих режимов этих стран и советского руководства.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целю противодействия этим тенденциям в 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

3.4.1. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

3.4.2. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны третьего мира. На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением.

Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в такие страны как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957-1964гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континнетов мира.

4.2 Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации.

4.2.1. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

4.2.2. В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих добровольцев), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших союзнические режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

5. ИТОГИ

5.1. В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

5.2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

5.3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.