Левонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило к бегству из центральных уездов страны на окраины: Дон, район Путивля, Крым. Бегство крестьян лишало феодалов рабочих рук, а государство налогоплательщиков.
Государство делало все возможное, чтобы сохранить рабочие руки за феодалами. С 1581 Г: на территории страны начинают вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных (черносошных, дворцовых), а также на посадское население.
К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. Многие исследователи утверждают, что после этого был издан указ, запрещавший переход крестьян на всей территории России. Однако текст указа не обнаружен.
И все-таки можно утверждать, что в конце XVI в. в России фактически сложилась государственная система крепостного права — наиболее полной формы зависимости при феодализме, так как в 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 г. Этих крестьян возвращали прежним владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. В 1607 г. был учрежден пятнадцатилетний сыск беглых.
Создание государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в городе и деревне. Массы разоренных людей были готовы откликнуться на призыв к борьбе за утерянную свободу. Особенно много беглого люда скапливалось на южной границе государства. Народная молва связывала закрепощение с именем Бориса Годунова, по наущению которого якобы это было сделано царем Федором Иоановичем. Федор, выросший в обстановке опричных ужасов, был человеком неспособным к управлению государством. На передний план при нем выдвинулся царский шурин Борис Годунов, человек умный и хладнокровный, блестящий политик.
Борис Годунов при Федоре, и позднее, когда он был избран царем (1598-1605), продолжал политику утверждения самодержавия и укрепления государства, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати.
В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриархом стал Иов, человек близкий к Годунову. Борис Годунов несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея.
В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти.
В 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий. Комиссия князя В.И.Шуйского официально объявила, что Дмитрий погиб во время эпилепсического припадка, который случился с ним при игре в тычку. В народе, однако, поползли слухи, что Дмитрий убит людьми Годунова. Некоторые утверждали, что царевичу удалось спастись, и убит был не он.
Боярство в условиях прекращения законной династии после смерти царя Федора стремилось сохранить и даже расширить свою роль в управлении государством, пыталось использовать недовольство народных масс, направив его против "безродного" царя Б.Ф.Годунова.
В свою очередь Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства. В 1598 г. он сложил недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей. Но все это уже не могло снять остроту противоречий. И без того тяжелое положение населения усугубилось голодом 1601-1603 гг.
В обстановке хаоса голодных лет Годунов пытался не допустить народного выступления. Он устанавливал предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешил переход крестьян, начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить.
Однако эти меры успеха не имели. В 1603-1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено.
В условиях всеобщего недовольства тяжелым положением России решили воспользоваться польские магнаты, шляхта и католическая церковь, стремившиеся к расширению своих владений. Магнаты и шляхта жаждали захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России католичества хотела пополнить источники доходов, уменьшившиеся после Реформации, которая увела ряд европейских стран из лона католической церкви. Прямого повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. В этих условиях в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель, большие суммы денег — родителям его невесты. Он заверил, что, став царем, распространит католицизм в России.
В конце лета 1604 г. Лжедмитрий вышел с польскими наемниками из Львова и двинулся к Москве через Северские земли, охваченные волнениями, где он встретил поддержку крестьян, казаков, служилых людей, недовольных правительством Годунова. Город за городом присоединялся к Лжедмитрию. Когда в начале 1605 г. Лжедмитрий потерпел поражение под Добрыничами, местные крестьяне укрыли самозванца. Вскоре под его знаменем вновь собрались достаточные силы, и он двинулся к Москве, где его с нетерпением ждали. Казни и пытки заподозренных в связях с самозванцем еще более накаляли обстановку.
После смерти Б.Годунова в июне 1605 г. самозванец вступил в Москву. Обосновавшись на русском престоле, он не торопился выполнять данные им обещания. Да он и не мог бы этого сделать, так как очень разнородные по своим интересам силы его поддерживали. Лжедмитрий проводил политику в интересах дворянства и верхушки посада. Например, город Путивль, поддержавший самозванца, освобождался на десять лет от уплаты налогов. Восстанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян.
Политика Лжедмитрия вызывала всеобщее недовольство, которое было использовано боярством. В результате восстания, вспыхнувшего в Москве в мае 1606 г., царем был избран Василий Шуйский. Он дал крестоцеловальную грамоту, в которой обещал сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство, вылившееся в мощное народное восстание. Его возглавил Иван Болотников. Неудивительно, что движение началось на Северской Украине. Это были окраинные территории государства, где скопилась огромная масса беглых людей из центра и северо-запада страны. Здесь еще была слаба царская администрация. Казачество представляло благоприятную почву для начала движения именно здесь. Состав участников был следующим: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди (70 городов поддерджали Болотникова), казаки, стрельцы, народы Поволжья. В восстании участвовали и дворяне, стремившиеся использовать это движение против В.Шуйского.
В советской исторической науке восстание Болотникова характеризуется как Первая крестьянская война. Основные признаки крестьянской войны: восставшие выдвигают лозунги не местного ,а общерусского характера; страна раскалывается на два лагеря — правительства и восставших; в восстании заметны элементы организации; в восстании участвуют различные социальные слои.
В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье реки Угры 7 октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Волнениями был охвачен не только центр и юг страны, но и Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань.
В решающий момент движения дворяне, убоявшись ширившегося народного движения, пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Действовавшие в Поволжье отряды терских казаков под командованием Илейки Муромца, двинулись на соединение с Болотниковым и помогли ему уйти из Калуги. Восставшие укрепились в Туле.
Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Перебежчики из лагеря восставших освобождались от крепостной зависимости. Для консолидации землевладельцев центра в 1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян.
Болотников 4 месяца держался в Туле. Шуйскому даже не помогла устроенная плотина не реке Упе, которая позволила затопить Тулу. Помогла хитрость. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа с восставшими.
Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615г.
В 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. К Лжедмитрию II присоединилась часть польской шляхты, повздорившей с Сигизмундом III и желавшей участием в походе Лжедмитрия II загладить свою вину. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. Ряд городов перешел на его сторону. Он подошел к Москве, но не смог ее взять и обосновался лагерем в селе Тушино. В Тушино перебралось немало дворян и представителей знати, недовольных правлением Шуйского. Последний боялся в борьбе с Лжедмитрием II опереться на народ, т.к. освободительное движение тесно переплеталось с антифеодальным. Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. Шведы согласились на участие в русских делах при условии, что Россия отказывается от побережья Балтики, возвращенного в 1590 г. Годуновым, что в России будет свободно обращаться шведская монета. Этот договор вызвал народные волнения на северо-западе. В 1609 г. русские войска князя Скопина-Шуйского вместе со шведами нанесли поражение Лжедмитрию II. Дальше шведы воевать отказались, т.к. им не уплатили требуемых денег.
Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, получила возможность начать открытую интервенцию против России. В 1609 г. началась открытая интервенция польских феодалов. В 1610 г. Сигизмунд III осадил Смоленск, стоящий на пути к Москве. Смоленск был неприступной крепостью. Осада затягивалась, и тогда Сигизмунд, оставив в тылу сражений Смоленск, двинулся на Москву. С началом открытой интервенции распался лагерь Лжедмитрия II , а сам он был убит в Калуге.
В июне 1610 г. польские войска нанесли поражение русским войскам у деревни Клушино и подошли к столице. Шведы грабили северо-западные земли. Не прекращались народные выступления. В стране нарастало недовольство Шуйским. Дворяне во главе с П.Ляпуновым свергли В.Шуйского. Он был пострижен в монахи. Образовалось правительство из семи бояр во главе с Ф.Мстиславским — семибоярщина (1610 — 1613 гг.).
Правители семибоярщины, опасаясь опереться на народные массы в борьбе с интервентами, пошли на сговор с интервентами-поляками, пригласили на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву.
Только опираясь на народ, можно было решить вопрос о сохранении независимости российского государства.
Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополченце, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгоорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло весной 1611 г. к Москве, где вспыхнуло восстание. Первое ополчение не выполнило своей главной задачи, т.к. внутри его произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недовольству среди ополченцев — крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. К этому времени пал Смоленск, а шведы захватили Новгород.
Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде староста Козьма Минин призвал к созданию нового ополчения. Население многих городов помогло создать материальную базу ополчения. Военным руководителем стал Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось к Москве весной 1612 г. через Ярославль, где было создано временное правительство «Совет всея земли». Летом 1612 г. ополчение подошло к столице. Одновременно на выручку осажденным в Московском Кремле полякам подошел отряд гетмана Ходкевича с обозом продовольствия и боеприпасов. У Крымского брода ополченцы разгромили отряд Ходкевича. В октябре 1612 г. поляки в Кремле сдались.
В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. Претендентами на
престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители знатных московских родов. Царем избрали Михаила Федоровича Романова. Новый царь был сыном митрополита Филарета, умевшего во время Смуты поладить и с Лжедмитрием I, и Василием Шуйским, и с тушинцами. Представителей противоборствующих группировок устраивала и молодость Михаила. Наконец, Романовы были косвенно связаны со старой династией через первую жену Ивана Грозного.
В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовским мир. Шведы возвращали России Новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорье и Корела. Россия выплачивала Швеции большую денежную компенсацию.
Королевич Владислав не оставил своих замыслов занять русский престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Неудачей завершилась и осада Троице-Сергиева монастыря. Поляки вынуждены были пойти на перемирие, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г. Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли. Россия отстояла свою независимость, но понесла серьезные территориальные потери. Хозяйство страны было разорено.*
*Смутное время всегда вызывало споры среди историков. Ряд исследователей полагает, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и королевича Владислава). Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию
К XVII в. большинство историков относит начало «нового» периода русской истории. Наряду с дальнейшим утверждением феодально-крепостнического строя в этот период в недрах экономики России начинают вызревать элементы капиталистического уклада хозяйствования, упрочиваются связи между отдельными регионами страны, начинает формироваться всероссийский рынок. Поступательное развитие феодализма выразилось в установлении в России сословного режима, утверждении абсолютизма, окончательном оформлении системы крепостного права.
В XVII—XVIII в. происходят значительные изменения в культурном облике России. Определяющими тенденциями развития русской культуры в этот период является ее обмирщение, утверждение рационализма, активное сближение с западноевропейской культурой.
Все эти изменения отразились на характере источников по истории России XVII—XVIII вв. Прежде всего, теряет свое значение такой важнейший при изучении предыдущих периодов истории России вид источников, как летописи. В XVII в. отмирает общерусское летописание, его заменяют новые формы исторических сочинений — местные и одно-событийные летописцы, сказания, истории, рассуждения и т.п. Первой напечатанной русской книгой по истории стал «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев», составленный под руководством настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля.
В XVII в. оформляется система законодательства крепостнического государства. В 1649 г. Земским Собором было принято «Соборное Уложение» — кодекс действующих русских законов, просуществовавший в качестве единственного общерусского свода до 1830 г. Этот памятник, содержащий более 900 статей, является ценнейшим источником по социально-экономической, политической, культурной истории России.
В «Соборном Уложении» нашли свое отражение такие процессы, как складывание абсолютистского государства, консолидация господствующего класса и утверждение его привилегий, оформление системы крепостничества. Именно 1649 г. считается годом окончательного оформления крепостного права на Руси.
В процессе становления абсолютизма происходит бюрократизация административного управления. В XVIII в. появляется множество родов регламентирующей документации — наставлений, регламентов, инструкций, наказов, табелей и т.п. Излюбленными формами государственных распоряжений русских монархов были манифесты, грамоты и указы. Их количество было особенно велико в эпоху просвещенного абсолютизма, когда была распространена вера в справедливость и всемогущество «мудреца на троне».
В XVII—XVIII вв. резко увеличивается поток хозяйственной документации. Эти материалы, сохранившиеся в большом количестве, имеют важное значение для исследования экономических и социальных процессов, происходивших в стране. Особую ценность представляют данные регулярных подушных переписей податного населения — ревизий, введенных Петром I в 1718 г. С 1719 по 1857 гг. в России было проведено 10 ревизий. К середине XVIII в. относится зарождение русской статистики. Первые анкетные обследования в России в 1750-х гг. ввел М.В. Ломоносов.
На XVII-XVIII вв. приходятся все крестьянские войны, произошедшие в России. Интересным источником, отражающим идеологию и программу восставших, являются так называемые прелестные письма, исходившие из ставок Разина, Болотникова, других руководителей крестьянских восстаний. Однако эти документы уничтожались властями и дошли до нас лишь фрагментарно в составе следственных дел. Наиболее полно сохранился архив «Военной коллегии» Пугачева, который свои распоряжения по-царски именовал указами и манифестами. Один из них, провозглашавший «вечную вольность» помещичьих крестьян, русский историк В.И. Семевский метко назвал «Жалованной грамотой крестьянам».
Видное место в изучении общественно-политического и духовного развития России занимают публицистические произведения, роль которых усиливается в связи с распространением в XVII-XVIII вв. печатной литературы. Характерной особенностью публицистики XVII в. было обращение к истории «смуты». Наиболее известными памятниками XVII в. являются «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, две так называемые Псковские повести, «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича», политического эмигранта Григория Котошихина. Особое место в литературе XVII в. занимают первые русские мемуары — «Житие протопопа Аввакума», написанное главным идеологом старообрядчества. Крупнейшим публицистом петровской эпохи был Феофан Прокопович, в своих сочинениях «Правда воли монаршей», «История Императора Петра Великого» и др. обосновавший необходимость установления абсолютизма в России. Интересным памятником экономической мысли XVIII в. является «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, в которой отражены интересы русского купечества. Яркую картину дворянского разгула эпохи просвещенного абсолютизма нарисовал в своем тайном сочинении «О повреждении нравов в России» екатерининский вельможа князь М.М. Щербатов. В конце XVIII в. появились сочинения А.Н. Радищева, которые свидетельствуют о зарождении революционной идеологии в России.
К XVIII в. относится появление принципиально нового вида источников — периодической печати. Первая печатная русская газета «Ведомости» начала выходить в Москве с 1702 г.*
*Первой рукописной русской газетой были «Куранты», издававшиеся при дворе Романовых в XVII в.
В 1728 г. стали выходить и «Санкт-Петербургские ведомости». К концу столетия в России выходило уже несколько десятков периодических изданий.