Русская культура в ХVII в.

переход на главную

XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современников, старина и новизна перемешались. Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия.

1. Особенности культурного развития

России на пороге нового времени.

1.1. XVII в. - сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило неравномерный характер развития культуры и ее неоднозначность.

1.2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться.

1.3. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства.

1.4. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.

1.5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

2. ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

2.1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило рост системы образования, хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения.

2.1.1. Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование.

2.1.2. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.

2.1.3. Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусь церковных книг (часослова и псалтыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближается к практическим нуждам, более широкое распространение получают светские дисциплины.

2.2. Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны Грамматика Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.

2.3. Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравнению с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было по разным данным от 75% до 96%, а среди посадских людей - 23%-52%.

2.4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усиливается прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли грекофилы, ориентирующиеся на приглашение в Москву образованных греков.

3.НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

3.1. В XVII веке, как и ранее, шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле: умели измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики.

3.2. XVII век - эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов - Камчатку и Курильские острова.

3.3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

3.4. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым Устав ратных, пушечных и других дел заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии. Устав формулирует понятия и взгляды являющиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в.

3.5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

4. ЛИТЕРАТУРА И

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

4.1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

4.2. Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол.

4.3. Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. Первым в русской литературе таким произведением стало Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.

4.4. Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывают о событиях смутного времени: Сказание Авраамия Палицына, Новая повесть о преславном Российском государстве и др.

4.5. Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

4.5.1. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке - О Навуходоносоре царе и Притча о блудном сыне. С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника Вертоград многоцветный и Рифмологион, воспевающих Российское государство и его правителей.

4.5.2. В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок (Сказание о куре и лисице).

4.5.3. К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе-Злосчастии воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.

4.5.4. В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд Оглавление книг, кто их сложил, автором которого считают С.Медведева.

4.5.5. Монах К.Истомин написал книгу энциклопедического содержания Полис.

4.6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражающая развитие общественно-политической мысли.

4.6.1. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова.

4.6.2. Под влиянием бурных социальных процесов смутного времени зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении Думы политичны, написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи общего блага и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении равноправного суда монарха над всеми подданными.

4.7. Все большую популярность приобретает переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках Великое зерцало и Римские деяния. Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили Повесть о Бове королевиче (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде (переведена с польского), Повесть о Еруслане Лазаревиче (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.

4.8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика - события смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках (Разбойничий дуван) и о Степане Разине (Смерть Разина). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

5. АРХИТЕКТУРА

5.1. В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.

5.1.1. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы.

5.1.2. Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.

5.1.3. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождающийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводит к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

5.2. Активное каменное строительство начинается в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл Приказ каменных дел, который объединял лучших отечественных мастеров.

5.2.1. В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы - в Ярославле, Костроме и других городах.

5.2.2. Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили солнечные плитки - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли каменным узорочьем (или дивным узорочьем). Этот стиль распространятется как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.

5.2.3. В 40-70-х годах усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют нарышкинским барокко). Характерные черты московского барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова барокко иногда приводит к ошибочному утверждению, что нарышкинский стиль является одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI-сер. XVIII вв. архитектурного стиля барокко.

Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. Нарышкинский стиль - это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.

5.3. В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество, уходящее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками восьмым чудом света. Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова дворец представляет собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.

8. ЖИВОПИСЬ

8.1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

8.2. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).

8.2.1. Годуновский стиль характенризуется ориентацией на монументальные традиции рублевско-дионисиевской эпохи.

8.2.2. Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, изощренный рисунок, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, использование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.

8.2.3. В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усиливаются элементы своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наиболее известная работа Ушакова - икона Троица (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов.

8.3. После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).

8.4. Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona - личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной - писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова и другие).

9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В XVII в. продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д.

Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

10. ТЕАТР

10.1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

10.2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления ставили по праздникам

10.3. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы масленицы и др.), выступления скоморохов.

11. ИТОГИ

11.1. Русская культура ХVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования ХVIII в.

11.2. Переходный период характеризуется острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.

11.3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявились в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

11.4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.

11.5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было форомирование русской национальной культуры.