Внутренняя политика 1860-1881 гг.

переход на главную

1. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования.

1.2. Высокий уровень социальной напряженности, выражавшийся,

- прежде всего, в крестьянских волнениях;

- в деятельности подпольных организаций революционеров, боровшихся с государственной властью всеми методами, вплоть до индивидуального террора и цареубийства;

- в формировании либеральной оппозиции, подчас резко критиковавшей правительство и призывавшей общество добиваться реформ.

1.4. Осознание императором Александром II, многими высшими сановниками неизбежности преобразований и разработка ими проектов реформ.

1.5. Рост общественного сознания, культурного уровня населения, постепенное распространение в обществе как либеральных, так и радикальных идей и обострение идейной борьбы.

1.6. Личные качества и взгляды Александра II, который был разумным человеком и имел доброе сердце. Несмотря на некоторую заурядность, ему хватило характера, знания людей, кругозора и политической воли, чтобы провести в жизнь кардинально важные для судеб страны преобразования. В то же время, оставаясь в душе военным, а главное, самодержцем, он проводил реформы крайне непоследовательно, стремясь не к ограничению, а усилению своей власти.

2. ЗАДАЧИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И

МЕТОДЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а, прежде всего, ради укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей утраченного после Крымской войны положения великой мировой державы и международного влияния.

2.2. Они были направлены на то, чтобы привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и пр. при сохранении сословного строя и позиций дворянства.

2.3. Реформы должны были обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности, что объективно отвечало интересам русского предпринимательства. Правда, правительство в своей экономической политике, в первую очередь, заботилось об интересах государства и его военном могуществе.

2.4. В то же время верховная власть пыталась в определенной степени учесть и интересы различных сословий, представить самодержавие как общенациональную надсословную силу.

2.5. Определенную роль играло стремление Александра II и части руководства страны улучшить положение народа России, повысить его благосостояние.

2.6. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е. с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

3.1. Общая характеристика. Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855-1881 гг.) и его сын Александр III (1881-1894 гг.).

3.2. Центральными органами управления, подчиненными царю являлись:

- Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение при императоре;

- Комитет министров - совещательный и управленческий орган;

-Совет министров - орган, не представлявший собой правительство, но лишь координировавший деятельность министерств;

-Синод - высший орган управления церковными делами, руководимый государственным чиновником;

-Сенат - высший судебный и административно-надзорный орган.

3.3 Местные органы управления возглавлял губернатор. Ему подчинялись губернское правление, канцелярия и полиция.

4. РЕФОРМЫ 60-70-х гг.

4.1. Причины реформ.

4.1.1. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

4.1.2. Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

4.1.3. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

4.2. Крестьянская реформа положила начало ускорению модернизации страны как в экономическом, так и в социальном аспекте. (См. Тему 37)

4.3. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

4.3.1. Основные принципы новой судебной системы:

- бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;

- независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;

несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;

- гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;

- состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого;

- вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших - виновен ли обвиняемый.

4.3.2. Структура суда.

- В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями.

Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов.

Роль высшей инстанции играл Сенат.

- Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.

Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

4.3.3. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

4.3.4. Значение. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, В.А. Маклаков.

Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

4.4. Земская реформа началась в 1864 г.

4.4.1.Основные положения реформы. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей.

Политическая деятельность земств не допускалась.

4.4.2. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй - избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей - крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков по курии.

4.4.3. Структура земства и отношения с администрацией. Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы - земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция.

4.4.4. Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах.

Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены.

Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства.

Однако реформа, проведение которой заняло более полутора десятка лет, распространялась далеко не на всю территорию империи, а главное, она не была завершена созданием общероссийского представительного органа. Полномочия земств постоянно ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой.

4.5. Городская реформа, начавшаяся позже земской, в 1870 г., создавала новую систему городского самоуправления.

4.5.1. Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали:

- владельцы недвижимости в черте города;

- содержатели торговых и промышленных заведений;

- обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.

4.5.2. Структура и функции. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем.

4.5.3. Значение. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

4.6. Реформа системы образования, проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы. (Подробнее см. Тему 43 )

4.7 Реформа печати (1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

4.8. Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

4.8.1. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

4.8.2. Содержание реформ:

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;

- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

- введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним - 1,5 года, с высшим - несколько месяцев.

4.8.3. Особенностью военных реформ, проводившихся под руководством военного министра Д,А. Милютина, стал их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА РУБЕЖЕ 70-80-х гг.

В советской историографии события конца 70- начала 80-х гг. характеризовались как вторая революционная ситуация, вызванная обострением социально-экономических противоречий, нарастающих по мере утверждения капиталистических отношений в России. Ее особенность видели в том, что недовольство низов проявлялось не столько в их активности, сколько в деятельности революционной партии Народная воля.

5.1. Причины кризиса.

5.1.1. Замедление темпов реформ в 70-е гг., проявление охранительных тенденций во внутренней политике после покушения на Александра11 в 1866 г.

5.1.2. Отсутствие минимальных политических свобод в стране.

5.1.3. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., истощившая экономику, но не удовлетворившая общественность своими результатами.

5.2. Проявления кризиса.

5.2.1. Народиическая организации "Народная воля" развернула индивидуальный террор, убийства полицейских, чиновников, организовала "охоту на царя" и совершила казнь Александра II 1 марта 1881 г.

5.2.2. Активизировалось либеральное движения, все чаще публиковались критические материалы в либеральной периодической печати ("Вестник Европы". "Русские ведомости"), оживились оппозиционные элементы в земствах, властям подавались петиции и адреса с фактическими требованиями реформ.

5.2.6. Выросло число крестьянских и рабочих выступлений.

5.2.4. Власти перешли к чрезвычайным методам правления: развернулись репрессии против крестьянских выступлений, в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым, получившим практически неограниченные полномочия.

5.2.5. Одновременно в среде высших сановников сформировалась группа либералов-реформаторов (министры Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, А.А. Абаза и др.).

5.2.6. Лорис-Меликов выдвинул проект создания выборного законосовещательного органа при царе из представителей земств и городов. Ряд реакционных министров были уволены.

5.3. Завершение кризиса.

5.3.1. После убийства 1-го марта 1881 г. Александра II, перед смертью согласившегося с необходимостью введения в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете, на престол взошел Александр III, отказавшийся от проекта Лорис-Меликова и вынудивший уйти в отставку либерально настроенных министров.

5.3.2. Министром внутренних дел был назначен славянофил Н.П Игнатьев. Его в 1882 г. заменил ранее выведенный из состава Кабинета министров консерватор Д.А. Толстой, которого поддерживал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев и редактор Московских ведомостей М.Н. Катков.

6. ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

6.1. Преобразования в стране осуществлялись "сверху", они способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики, влияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения и, в целом, улучшили качество жизни, приблизив ее к европейским стандартам.

6.2. Реформы придали более цивилизованные формы системе управления, суду, но, не изменив основы политической системы в стране и даже укрепив самодержавие, они тем самым привели к диспропорции между местными выборными органами, обществом в целом и высшей самодержавной властью.

6.3. Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

6.4. В целом, преобразования Александра II, положившие начало комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народных масс процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.