РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ В.
переход на главную1. Социально-исторические условия
1.1. Новый этап в развитии цивилизации. В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.
1.1.1. В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства способствовало ускоренному развитию науки, обеспечивало научно-технический прогресс.
1.1.2. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.
1.1.3. Политические процессы. Осознание неизбежности социально-политических преобразований и крушения традиций, с одной стороны, вызывало стремление к новому, а с другой - вызывало боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту интереса к мистике, возникновению мыслей о закате цивилизации.
Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально-политических кризисов начала ХХ в.
1.1.4. На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния национальных традиций и народной культуры.
1.2. Новый этап в развитии культуры.
1.2.1. Функции культуры. Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.
1.2.2. Новое единство обрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг на друга.
1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков. Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.
1.3.1. Новые этапы в развитии мирового искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.
- От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др.).
Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена (Кто виноват?) и Чернышевского (Что делать?), имевших огромный резонанс в обществе.
- Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.
1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление - реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.
1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.
Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.
Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).
Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - умирающего капитализма. Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества.
2. просвещение
2.1. Начальное образование. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.
2.2. Средняя и высшая школа.
2.2.1. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.
2.2.2. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250).
2.2.3. Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).
2.2.4. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905-1907 гг. возникали не только государственные, но и народные вузы, создавашиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).
В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.
2.3. Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано св. 1 тыс. культурно-просветительских обществ и народных домов.. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905-1907 гг. в 5 раз (1914г. - св. 75 тыс.).
Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и другие выпускали народные книжные серии.
После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более, чем стотысячными тиражами. Так, например, Нива, которую читали все слои населения, выходила в начале века тиражом около 250 тыс. экземпляров.
3. Наука
3.1. Естественные и технические науки быстро развивались в связи с возросшими нуждами промышленности и армии.
3.1.1. Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; отец космонавтики К.Э. Циолковский и др.
3.1.2. Техника. Начало ХХ в. и особенно годы первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского Илья Муромец, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.
Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.
3.2. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившимся в условиях соцально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и пр. концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.
3.2.1. В философии того периода отчетливо проявились две тенденции.
- В работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи.
- Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о новом религиозном сознании с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.
3.2.2. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.
3.2.3. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).
3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.
4. художественная культура
(Исскусство)
4.1. Литература. Стилевые направления.
4.1.1. Реализм. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.
4.1.2. Модернизм. Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву.
- Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок), оперируя многозначными понятиями-символами, пытались в окружающей реальности вычленить признаки истинного глубинного мира. Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы.
- Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.
4.1.3. Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников искусства будущего - футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность.
По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
4.2. В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.
4.2.1. Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И.Е. Репина. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).
4.2.2. Модернизм. С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А.П. Рябушкин первым перешел от драматизма в изображении прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров, назвавший свое творчество опоэтизированным реализмом. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.
В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников Мир искусства, выпускавшее одноименный журнал. Его участники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.
Своеобразным было творчество художников - последователей В.Э. Борисова-Мусатова, создавших общество Голубая Роза (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.
4.2.3. Авангардизм. Появление в 1910 г. общества Бубновый валет (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - Ослиный хвост (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали русским взрывом. Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм - кубофутуризм.
Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили скачок в беспредметность. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель супрематизма К. Малевич; создатель аналитической живописи П.Н. Филонов; бытовой символист М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.
4.3. В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль модерн.
4.3.1. Особенностью модерна стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались изнутри наружу - интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло.
4.3.1. Отцом русского модерна стал Ф.О. Шехтель, привлекавшим для внутреннего оформления Врубеля. Шехтель одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт.
4.3.2. Другие стили и направления. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский).
Фомин, кроме того внес большой вклад в развитие отечественного градостроительства, получившего в этот период совершенно новый размах. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы перестройки Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время.
4.4. В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П.П. Трубецкого (памятник Алесандру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С.Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.
4.5. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и Могучей кучки Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И.Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.
4.6. Театральное искусство.
4.6.1. Драматический театр. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры и десятки губернских и частных трупп.
Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие нового русского театра свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.
4.6.2. Развитие оперного искусства проявлялась не только в новых постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями С.И. Мамонтовым (1885) и С.И. Зиминым (1904).
Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой.
4.6.3. Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет.
Модерновые постановки М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники-мирискусники Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.
4.7. Кинематограф появился в Росси сразу же после его изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. электротеатров и иллюзионов. Ежедневно миллионы зрителей смотрели картины зарубежного производства и 30 отечественных студий. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.
5. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР
5.1. Массовая культура. В конце XIX-начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художественных произведений, значительно вырос круг потребителей культуры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изобретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тенденцию формирования массовой культуры. Возник особый культурный пласт, напрямую связанный с рынком, предназначенный для употребления массами.
Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным занимательным сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популярностью пользовались сентиментальное сочинение Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа Н. Зряхова, лубочный детектив Ванька Каин М. Комарова, анонимное Убийство на дне моря и т.п. Для крестьян такие произведения оставались основным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами их героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.
С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовлетворения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения. С другой стороны, массовая культуры формировала упрощенные нравственно-этических и эстетических представления.
5.2. Если предлагавшаяся обществу и находившая спрос массовая культура, по мнению многих современных философов и психологов, является выражением духовной несвободы, то фольклор всегда был выражением духовной свободы народа. В эпоху технического прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировавшие действительность наиболее прямо и непосредственно.
6. Итоги
6.1. Общие итоги.
6.1.1. Итоги развития российской культуры в конце XIX-начале XX в. со всей очевидностью свидетельствуют о ее расцвете, связанным как с определенной фазой собственного развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире.
6.1.2. В России произошла так же как и в Европе, произошла трансформация искусства, перешедшего от принципа отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.
6.1.3. При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто одни и те же художники за относительно короткий период своего творчества переходили от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавали оригинальные направления.
6.1.4. В то же время культурный взрыв в России, где назревала революция, сопровождался появлением в творчестве некоторых философов, поэтов, художников ноток надрыва. При этом декадентские настроения, вызванные предчуствием социальных изменений, так же как развитие религиозно-философских идей, были характерны для всей европейской культуры того периода.
6.1.5. Как и в других странах в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привел к формированию массовой культуры. Возрос спрос на массовую литературу упрощенного содержания, миллионы российских зрителей ежедневно смотрели кинофильмы аналогичного характера.
6.2. Особенности российской культуры.
6.2.1. В России еще в большей степени, чем в Европе обновление гуманитарной культуры характеризовалось тесным переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки.
6.2.2. Многоукладность русского искусства, в рамках которого сосуществовали, развивались и взаимодействовали различные старые и новые стили и направления, реализовывалась в том числе в создании различных творческих товариществ и союзов.
6.2.3. Развитие российского национального самосознания проявилось в развитии оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и в обращении представителей различных форм, направлений и стилей искусства к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.
6.2.4. Если во второй половине XIX в. мировое признание получили российская литература и музыка, то в начале ХХ в. - балет, особенно после успеха русских сезонов, организованных в Париже Дягилевым. Русская живопись, опередив в своем развитии западно-европейскую также начала свое движение к мировой славе. Российская культура окончательно стала частицей мировой культуры, развиваясь под ее воздействием, но на собственной основе, не только заимствуя, но и предлагая свои новейшие достижения, вошедшие в сокровищницу мировой науки и искусства.