СССР во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.

переход на главную

1. Последствия войны и новые тенденции

в развитии общества

1.1. Изменения в духовном климате общества. После 1945 г. происходили изменения в общественном сознании советских людей. Победа в войне породила надежды на ослабление политического режима, в том числе на вновь присоединенных территориях Прибалтики, Западных областях Украины, Белоруссии. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидали демократизации общественной жизни. При этом надежды соединялись с энтузиазмом и чувством гордости за страну.

1.2.. Активизация деятельности радикально настроенной молодежи. Новый импульс времени проявился также в возникновении ряда антисталинских групп молодежи (в основном, студентов) в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Их члены обвиняли Сталина в перерождении компартии, бюрократизации партийно-государственного аппарата. Участники челябинской молодежной группы приняли воззвание Манифест идейной коммунистической молодежи, в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима.

При этом молодежь сохраняла верность социалистическому выбору, коммунистическим идеалам, демократии. На этой основе создавался прообраз общественной силы, которая в будущем могла стать во главе процесса демократического обновления страны.

1.3. Изменения в структурах власти. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин).

Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. В новом составе местных советов, их руководстве, не менявшемся в годы войны, появилось много фронтовиков. В работе советов нового созыва повысился демократизм, несколько усилилась коллегиальность. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели.

В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов). После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся ХIХ съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была переименована в КПСС.

1.4. Обсуждение проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В партийно-государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен. В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, в котором высказывались предложения о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на места, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.

Аналогичные по направленности идеи высказывались в ходе обсуждения проекта Программы ВКП(б), работа над которой завершилась в 1947 г. В их числе были предложения по отказу партии от прямого руководства хозяйством, расширению внутрипартийной демократии, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях и проведении альтернативных партийных выборов.

2. Сталинизм в общественно-политической жизни страны

Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй.

2.1. Противоречия социально-политического развития. Завершение войны и эйфории после первых месяцев победы вселяла надежду на либерализацию политического режима, однако уже в 1946-1948 гг. стало очевидным возвращение к политическим методам 30-х гг. Характерными шагами в этом направлении стали:

- создание в министерствах и ведомствах судов чести- общественных карательных органов для борьбы с проступками советских работников;

- репрессии в отношении репатриированных в СССР бывших советских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей (около 2 млн.), большинство из которых оказалось в лагерях или ссылках;

- репрессии в армии, возвращение к политике депортаций народов и т.д.

- обстановка железного занавеса (т.е. введение ограничений в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии), которая привела к борьбе с так называемым буржуазным влиянием в литературе и космополитизмом.

При этом некоторые надежды сохранялись, проводились отдельные преобразования в советской судебной системе и др.

С 1949 г. был свернут процесс обсуждения проектов новой Конституции и Устава партии, развернулись массовые репрессии, достиг своей высшей точки культ личности Сталина.

2.2. Апогей сталинизма. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с советским социализмом, а решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с именем Сталина. В результате возрос международный авторитет вождя, чему способствовал также всенародно отмечаемый в декабре 1949 г. юбилей Сталина 70-летие со дня его рождения. Ему удалось вновь усилить жесткий контроль над жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Сталин держал в напряжении и всю номенклатуру. Он периодически совершал перестановки в партийном аппарате. С конца 40-х гг. деятельность Политбюро была заменена системой троек, шестерок, пятерок (перед смертью Сталина это - И.В. Сталин, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев). Члены этих внеуставных органов партийной власти беспрекословно выполняли указания вождя.

2.3. Новый виток репрессий. Истребив в 20-30-е гг. ленинскую гвардию и часть новых партийно-советских кадров, Сталин оставлял за собой право и в дальнейшем подвергать репрессиям любого - независимо от занимаемого им места в партийно-государственной иерархии.

2.3.1. Репрессии распространились на военное поколение партийных, хозяйственных и армейских кадров. В 1949-1952 гг. был организован процесс по так называемому ленинградскому делу, в ходе которого были репрессированы руководители Ленинградской партийной организации, включая первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И.С. Попкова, выходцев из Ленинградской партийной организации -председателя Госплана Н.А. Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова и др.

Еще раньше в опале оказался маршал Г.К.Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неуважении к Сталину.

2.3.2. Чтобы предварить выражение недовольства существующим режимом вновь оказалась востребована тактика создания образа врага народа. Для борьбы с влиянием Запада и космополитизмом в 1947-1949 гг. была использована идеология антисемитизма. Создание государства Израиль и первые попытки некоторых советских граждан выехать на новое место жительства вызвали резкую реакцию руководства партии. Опале подверглись ученые, композиторы, историки, писатели и обычные инженеры, которых выгоняли с работы, а многих арестовывали. С 1948-1952 г.г. был организован процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (в состав которого входили многие выдающиеся деятели нашей культуры), сфабриковано дело врачей (1952-1953 г.).

2.3.3. Депортации народов. Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных к СССР перед войной Западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике. Здесь широкий размах приобрела деятельность различных национальных движений, до начала 50-х гг. велась вооруженная борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись депортациям (в Западной Украине было выселено 300 тыс. человек; в Прибалтике - 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев).

Насильственно высылались и представители других народов (в частности, молдаване).

2.4. Идеология и культура в послевоенный период. В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять тотальный контроль над духовной жизнью народа, используя идеологический комплекс, в состав которого входили несколько основных компонентов.

2.4.1. Большой акцент делался на укрепление национально-патриотического чувства. В массовом сознании развивалось ощущение участия в новом великом деле - восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба.

2.4.2. При этом пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство.

2.4.3. В ходе борьбы с возникшими элементами свободомыслия были приняты постановления по проблемам литературы. Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) обвинил издательство Советский писатель в переиздании порочивших советскую действительность и государственный аппарат книг Двенадцать стульев и Золотой теленок. Постановления О журналах Звезда и Ленинград (1946 г.) содержали беспощадную критику творчества М.Зощенко и А.А.Ахматовой. Позднее появились аналогичные постановления: О журнале Крокодил (1948 г.), Огонек (1948 г.), Знамя (1949 г.). Итогом этого идеологического наступления стало закрытие ряда журналов, запрещение некоторых литературных произведений.

Атмосфера железного занавеса привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов - член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию. В результате были лишены возможности для нормальной работы выдающиеся деятели культуры - литераторы А.А. Ахматова, М. Зощенко за аполитичность и безыдейность, художники А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, П. Кориа, М. Сарьян и др. В 1948 г. Первый Всесоюзный съезд советских композиторов обвинил известных композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна в антинародности и формализме.

Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

2.4.4. Лысенковщина в науке. После ареста в 1940 г. академика Н.И. Вавилова руководство сельскохозяйственной наукой в СССР, а с 1948 г. и всей биологической наукой было передано Т.Д. Лысенко. В августе 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ Лысенко объявил все идеи и работы прогрессивных биологов вне закона, как лженаучные, отошедшие от дарвинизма и принадлежащие вейсманизму-менделизму-морганизму. Была запрещена генетика как наука. В результате деятельности Лысенко страна понесла колоссальные материальные потери. Вместо работы по выведению новых сортов селекционеры были вынуждены заниматься опытами по вегетативной гибридизации, переделке природы растений и даже их перевоспитанию. Была запутана система семеноводства и опытного дела, подорваны основы агрономии. В результате советская биология и сельскохозяйственная наука в целом значительно отстали от развития мировой науки.

3. Экономика СССР в послевоенный период

Экономическая политика советского государства развивалась так же противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.

3.1. Источники восстановления и развития советской экономики. Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники:

- централизованная экономика,

- репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд.рублей),

- перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;

- сокращение расходов на социальную сферу;

- бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;

- денежная реформа 1947 г. и государственные займы.

Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.

3.2. Положение в промышленности.

3.2.1. План реконструкции 1946 года. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки его превышения на 48%.

Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.

3.2.2. Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ВКП(б) О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленые товары. Основные положения реформы включали в себя:

- выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1);

- переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);

-отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами;

- отменялись коммерческие цены и вводилась единые розничные цены.

Одновременно было принято постановление о предельных нормах отпуска товаров в одни руки (хлеб 2 кг, мясо 1 кг, мыло 1 кусок, керосин 2 л и т.д.). В целом, реформа сильно ударила в первую очередь, по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах , а дома.

3.2.3. Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.

Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку).

В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.

3.2.4. Конверсия. Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия, которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых- И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.

3.2.5. Итоги развития промышленности. В целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.

В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.

В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).

3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. Но именно благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.

С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось.Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.

К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).

4. Внешняя политика СССР

4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

Благодаря участию СССР в послевоенные годы возникли международные общественные организации: Всемирный конгресса мира, Всемирная федерации демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.

4.2. Система двублокового противостояния в мире. Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. Военно-политическое противоборство двух противостоявших друг другу политических сил определялось несколькими факторами, прежде всего:

- коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии,

- геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

4.3. Начало холодной войны. Во внешенеполитической доктрине СССР И.В.Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. В дальнейшем он вернулся к идее неминуемого кризиса капитализма, а с 1949 г. (и особенно под конец жизни), уверился в возможности дестабилизации капиталистической системы и приближения пролетарской революции на Западе.

Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики с позиции силы, пыталось использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна ограничения коммунистической экспансиии, подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи свободным народам (план Маршалла). Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и политическими соглашениями, СССР и под его давлением восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе помощи (размер которой исчислялся 12, 4 млрд долларов), а в дальнейшем и в деятельности международных экономических организаций.

1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.

4.4. Германская проблема. После войны в центре внимания государств-учатниц антигитлеровской коалиции была Германия. Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как единым экономическим целым оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. Тогда США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.

Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.

4.5. Борьба за укрепление безопасности. Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение национальной безопасности страны. Этот процесс не ограничивался военными приготовлениями.

4.5.1. Политика по укреплению социалистического лагеря и его союзников. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР происходило втягивание в его орбиту восточноевропейских стран. Была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям.

Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше; вторая - в создании в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). От своих новых союзников И.В. Сталин требовал проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.

4.6. Помощь коммунистическим партиям и движениям. С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. В 1945-1952гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г..

В целях поддержки коммунистических партий Запада, а также рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%).

5. ИТОГИ

5.1. Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.

5.2. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея.

5.3. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

5.4. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.