| карта саратова | история саратова | символика области | знаменитые земляки | фотографии саратова | история россии | главная |

происхождение и ранняя история восточного славянства

восточные славяне в древности

образование древнерусского государства

древнерусское государство

древняя русь 10-начала 12вв.

принятие христианства

Русь в период феодальной раздробленности

государственная раздробленность древней руси

культура древней руси

борьба народов древней руси за независимость в 12 веке

Образование Российского государства

объединение русских земель и образование московского государства

Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII

Русская культура середины XIII-ХV вв

Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.

Социально-политическоеразвитие россии в ХVI в.

Закрепощение крестьян в России

Русская культура в конце XV-XVI вв.

Россия в XVI в

Социально-политическое развитие России в начале ХVII в. (Эпоха Смуты)

Россия на рубеже XVI-XVII вв. смутное время

Социально-экономическое развитие России в ХVII в.

Социально-политическое развитие России в ХVII в.

Внешняя политика россии в ХVII в.

Россия в XVII в

Русская культура в ХVII в.

Эпоха петровских преобразований

Петровские реформы

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Эпоха дворцовых переворотов

Русская культура первой половины ХVIII века.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Внутренняя политика 60-90-х гг. XVIII в.Просвещенный абсолютизм

восстание под руководством Е.И. ПУГАЧЕВА (1773-1775 ГГ.)

Внешняя политка 60-90-х гг. XVIII в.

Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

Россия в 1725-1801

социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в(2)

Внутренняя политика первой четверти XIX в.

Внешняя политика России первой четверти XIX в.

общественное и политическое развитие России в первой четверти XIX в

Движение декабристов

Внутренняя политика второй четверти XIX в.

Общественное движение второй четверти XIX в.

общественное и политическое развитие России во второй четверти XIX в

Внешняя политика 1825-1856 гг.

Культура России первой половины ХIХ в.

Культура России первой половины ХIХ в.(2)

социально-экономическое развитие России В 1860-начале 1890-х гг.

социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в

общественное и политическое развитие России в 1855-1881гг

общественное и политическое развитие России в 1881-1894гг

отмена крепостного права

Внутренняя политика 1860-1881 гг.

Внутренняя политика 1881-1894 гг.

общественное движение 60-90-х гг. XIX В.

Внешняя политика России второй половины XIX В.

Культура России второй половины ХIХ В.

Культура России второй половины ХIХ В.(2)

Развитие сельского хозяйства России в конце XIX-начале XX В.

Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале XX В.

Россия в конце XIX - начале XX вв

Росская культура начала XX вв

Социально-политический кризис начала 1900-Х ГГ.

Внешняя политика России в конце XIX В.-1905 Г.

Первая Российская революция 1905-1907 ГГ.

Третьеиюньская монархия В 1907-1914 ГГ.

Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

Внешняя политика России В 1906-1914 ГГ.

Россия в первой мировой войне В 1914-1916 ГГ.

российская культура в ХХ В.

Февральская революция в России

революционный 1917 год: от февраля к октябрю

Россия в межреволюционный период

Октябрьская революция и Внутренняя политика большевков в первые годы советской власти

Гражданская война в России

Россия в первые месяцы советской власти

Россия в годы гражданской войны

Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

Новая экономическая политика (1921-1928) \\ новый курс в экономической политике большевиков

Советское государство в период НЭПа. 1920 годы.

Национальная политика советского государства

Политическая борьба в РКП(б) в 1920-е годы

Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы.

Развитие отечественной культуры.В период 1917 - середина 20-Х Гг.

СССР в эпоху "большого скачка", конец 1920-Х—1941 гг

Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х-30-е гг.

Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Внешняя политика СССР в конце 1920-х-1930-е гг.

Развитие отечественной культурыВ конце 20 - Х - 30 - е ГГ.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)(2)

СССР во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.

СССр в 1945-1953

Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х-начале 60-х гг.

Социально-экономическое развитиеСССР в 50-х - середине 60-х гг.

СССр в 1953-1964

внешняя политика СССР в середине 50 - начале 60-х гг.

"оттепель" и советская культура в конце 50-х - 60-е гг.

СССр в 1964-1985

СССР в середине 1960-х - начале 80-х гг.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В 1960-е - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

СССр в 1985-1991.Перестройка.

Внешняя политика СССР в годы перестройки

Российская Федерация в 1991-2000 гг.

Внешняя политика Российской Федерации

Россия в период рыночной реформы 1992-2002


Происхождение и ранняя история

восточного славянства

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с вавилонским столпотворением, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их рассеиванию по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - волохов, вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. Военная демократия. Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - военных предводителей. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

  1. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

6. Выводы

6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

6.5. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

 

наш e-mail: sarist.narod@mail.ru